В Речице журналист газеты прокатился в снегоуборочной машине. Фоторепортаж
Источник: Dneprovec.by Фото: автора

Сегодня ночью начал валить снег, обильно, но не катастрофически. А это значит, что у коммунальщиков началось бессонное время. Связавшись с руководством КУП «Речицкий райжилкомхоз», удается договориться: работа спецтехники и людей, которые ею управляют, не останется без внимания. Часть рабочего дня пройдет в кабине того самого оранжевого МАЗа. В общем, представилась возможность взглянуть сквозь объектив фотокамеры на то, как расчищаются речицкие дороги, и пообщаться с людьми, которые этим непосредственно занимаются.

Колонну снегоуборочной техники замечаю издалека: один ЗиЛ (поливальная машина) и два МАЗа-555, оборудованных бункерами с песко-соляной смесью, двигаются «лесенкой» по улице Чапаева, счищая с проезжей части снег и жидкую грязь. На парковке у магазина «Зообазар» притормаживают, из головного грузовика выпрыгивает уставший, но несломленный Александр Чечило – начальник участка благоустройства и зеленого строительства:
– Поедем сначала по Набережной, потом Чапаева, Привокзальной и дальше. Садись в замыкающую машину, там ракурс лучше. И смотри – аккуратно!
Сам Александр Викторович на работе с полуночи: руководит процессом, определяет маршруты движения техники. Его предостережение нелишнее: взобраться с непривычки в кабину МАЗа у меня получается, но не так ловко, как хотелось бы.

Здороваюсь с водителем машины, колонна начинает движение. Специфика в том, что замыкающая машина сгребает снег к самой обочине, подчищает «карманы» остановок и сыплет песок с солью из бункера на дорогу. Когда смесь заканчивается, порядок движения сменяется: в фарватере колонны начинает следовать машина с полным резервуаром.
Автомобилисты на дороге взаимодействуют со спецтехникой по-разному: одни уступают, ведут себя корректно, другие, напротив, щемятся между снегоуборочными машинами. Такое поведение понять сложно. Также и с пешеходами. Кто-то предусмотрительно отходит в сторону, чтобы его не обдало волной из мокрого грязного снега, другие предпочитают возмущаться. МАЗ весит около восьми тонн, тут возмущайся не возмущайся, но даже самому упитанному человеку изменить траекторию своего движения легче, чем такой махине.



Водитель Валерий Соснов – человек опытный, бывалый, рассудительный, работает в системе коммунального хозяйства давно. На МАЗ сел подменить коллегу: в снегопад расчистка улиц производится круглосуточно. А основная его работа – откачка стоков, канализации, и машина за ним закреплена другая.



– Но природа не спрашивает, верно? – рассказывает Валерий. – Надо – значит, надо. Идет снег – и мы на посту. Я заступил на смену утром, ночью работал другой парень. Заправились, заполнили бункер песком – и вперед. Сначала расчищаем улицы Советскую, Трифонова и те, по которым проходят автобусные маршруты. Потом проблемные участки, нуждающиеся во внимании, обозначает руководство. Наш начальник – в головной машине, ему звонят, он направляет движение. Не уснуть помогает кофе в термосе, да и привык уже. А музыку я не слушаю, она отвлекает! Хотя на своей машине работать проще: там подъехал, вышел на воздух, сделал свою работу – размялся. А тут три-четыре часа за рулем посидишь, потом ступишь на твердую землю, и качает, как моряка, после шторма. Но нам не привыкать, мы свое дело сделаем. Ясно ведь: без нашей работы город не обойдется!





Ремонт в случае каких-то неполадок стараются выполнить максимально быстро, перерыв между сменами минимальный. Работают здесь люди с полной отдачей и пониманием: от их действий зависит, как будет функционировать вся система городской жизни. Ресурсы у коммунальщиков небезграничны: тот же МАЗ, в кабине которого мне довелось побывать, был куплен примерно в период «Дажынак». Но это не мешает Валерию работать на нем виртуозно: вписываться в любые повороты, проводить ковш в считанных сантиметрах от бордюра…

Конечно, все профессии нужны, все профессии важны. Но если не выйду на работу я со своим фотоаппаратом или, например, веб-дизайнер, стилист, бариста или грумер, то, говоря начистоту, огорчится не так уж много людей. А если перестанут нести свою вахту водитель Валерий Соснов и его коллеги, то заметят все семьдесят тысяч речичан.



А потому, прощаясь, говорю этим замечательным людям огромное спасибо, выпрыгиваю на остановке «Детский мир» и машу рукой удаляющейся колонне грузовиков с опущенным ковшами. Они продолжают двигаться по маршруту: нужно расчистить дорогу на Центральную районную больницу. Бог в помощь, мужики!