Очередная речичанка лишилась крупной суммы: минус 8,5 тысячи после разговора по вайберу
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
25 января жительница Речицы 43 лет приняла звонок по вайберу с российского номера. По словам старшего оперуполномоченного группы по противодействию киберпреступности криминальной милиции РОВД Андрея Бутрамьёва, несмотря на то, что потерпевшая была наслышана о преступной схеме со «специалистами службы безопасности банков», в беседу всё же вступила. Проговорив почти час, женщина выдала данные трёх карт «БПС-Сбербанка»: зарплатной, валютной и виртуальной. В общей сумме с неё списали 8 500 рублей.

За последние дни от мошенников пострадали:
- 67-летняя речичанка лишилась 270 рублей после звонка по вайберу якобы от сотрудника «Беларусбанка»;
- 42-летний житель Речицы потерял почти 500 рублей со счета, приняв звонок по вайберу также якобы от специалиста «Беларусбанка»;
- у 39-летней местной жительницы списали с карты почти 700 рублей.
Не становятся на стоп и схемы с фишинговыми страницами, замаскированными под «Куфар»: так, 36-летняя речичанка лишилась более 2 000 рублей, введя свои данные и смс-код на фейковой странице, перейдя по ссылке, присланной мошенниками.
Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров в вайбере
Мы не устаем напоминать: никому не сообщайте данные своих карт, а также логин и пароль онлайн-банкинга. Никто не вправе у вас их запрашивать. Сотрудники банка в том числе.
Тем не менее практика показывает, что мошенники быстро адаптируются. Так, если раньше они связывались по стационарным телефонам или мобильникам, теперь используют исключительно вайбер.
Как рассказал «Дняпроўцу» Андрей Бутрамьёв, в этой связи компании «Вайбер» был отправлен официальный запрос с просьбой оказывать содействие в вычислении и блокировке номеров, засветившихся как мошеннические.
Компания пошла навстречу, и теперь пользователи мессенджера стали получать от вайбера предупреждения и просьбы блокировать или отправлять в спам подозрительные номера. Помечая номер как «спам», вы привлечете к нему внимание для проверки, после чего мессенджер заблокирует его.
Также обращаем ваше внимание: мошенники с российскими номерами часто используют логотипы банков. Поэтому настоятельно не рекомендуем отвечать на звонки по вайберу от незнакомых иностранных номеров, особенно, если видите логотип банка – СОТРУДНИКИ БЕЛОРУССКИХ БАНКОВ НЕ ЗВОНЯТ ПО ВАЙБЕРУ. И в который раз указываем на то, что никто не имеет права запрашивать у вас конфиденциальные данные и коды безопасности.
…если вас и не обманут, то могут начать угрожать
На днях мне позвонили. Уже второй раз за месяц. На фоне раздавался шум офиса – и, как отметил старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности, этот приём часто используется для имитации офисной атмосферы, которая призвана вызывать доверие. Однако если в прошлый раз преступников интересовала зарплатная карта, то в этот раз – виртуальная. Мужчина средних лет бодро сообщил: «служба безопасности» якобы отследила, что «мобильное устройство, привязанное к вашей виртуальной карте, утеряно», и попросил подтвердить так ли это. На что я, включив громкую связь в кабинете с коллегами, ответила, что у меня нет виртуальной карты. Тем более банка, указанного на логотипе звонившего.
На том конце провода замялись, но следует отдать должное, быстро сориентировались, вальяжно и даже как-то по-панибратски принялись стыдить: «Ну как так, Марина Дмитриевна, я же вижу, что вы зарегистрированы, почта такая-то, срок действия карты такой-то». Я продолжила стоять на своем. Как предполагаю, оглашение личных данных также вводит в заблуждение жертв мошенников: кто ожидает, что такая информация окажется у сторонних лиц? Что может объяснить, почему даже предупрежденные о таком виде обмана люди теряются и идут на поводу у «специалистов». Однако базы, судя по озвученной информации у преступников, старые, так как некоторые данные оказались неактуальными.
Я продолжала идти в отказ, и оппонент сменил тактику: «Подтвердите, что ваше устройство не утеряно, иначе сейчас я «отвяжу» его от вашей карты», – начал давить он. «Интересно как?», – подумала я и уже приготовилась к следующему раунду, как один из моих коллег не выдержал и произнес: «Вот же наглый мудак». После чего «банковский сотрудник» радикально сменил риторику. Видимо, мгновенно понял, что его слушают не одни уши, и присутствующие точно понимают, с кем имеют дело. Налет вежливости слетел – и «специалист по безопасности», используя лагерные жаргонизмы, начал в красках описывать, что сделает с моим коллегой, когда встретит его. Как потом прокомментировали в милиции, агрессивная реакция не редкость: информации о подобных схемах с каждым днем все больше, и многие, в том числе и жители Речицы, начинают издеваться над мошенниками, используя их «рабочее время» для собственного развлечения. В результате в ответ нередко слышат оскорбления и мат. Что и понятно, контингент хоть и обученный, но, как ни крути, криминальный.
Поэтому в который раз предупреждаем: не вступайте в диалоги и отправляйте подозрительные номера в спам.
Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by