Культура

3703

В Речице прошел вечер импровизаций. Взгляд журналиста dneprovec.by изнутри

 +

Представьте: вы на сцене, софиты, люди из зала смотрят. Что-то нужно говорить, все ждут. У вас же ни текста, ни сценария, а только легкий звон в голове. Страшно? Или страшно интересно?

 

Артистам проекта «Хочу в театр», частью которого я стала несколько лет назад, ближе второй вариант. Краткая предыстория: режиссер Дмитрий Янчик на базе городской театр-студии «Иллюзион», которой уже более 20 лет, запустил проект для тех, кто всегда хотел на сцену, но откладывал, отказывал себе в удовольствии или просто трусил. По итогу, в «Хочу в театр» собрались люди разных возрастов, профессий, взглядов, но с общим внутренним – у кого сильнее, у кого слабее – горением: оказаться на сцене и что-то донести зрителю.

С участниками проекта создано несколько постановок и даже полноценный спектакль. Кое-где и мне доставались весьма значимые роли. Например, куста или скандальной учительницы. Пока же главная в моей театральной коллекции – Дездемона. Правда, только в эпизоде и на современный лад, но я до сих пор с гордостью несу на себе Дездемоново театральное имя.

Несколько же выступлений «Хочу в спектакль» прошли в новом для нашего города формате импровизаций. Как это выглядит? На сцене несколько артистов, они, как знатоки из «Что? Где? Когда?», сосредоточены, собраны и ждут вопросов из зала. Но не для того, чтобы блестяще на них ответить, а чтобы блестяще (если получится) отыграть заданную ситуацию с особыми осложнениями. Так, например, в формате «Алфавит» зритель задает двух персонажей, место, где они находятся, и вводные для конфликта, который вот-вот завяжется. Все по законам театрального и сценарного жанра. С одним только условием: говорить свою реплику, естественно, придуманную на ходу, нужно по порядку на каждую букву алфавита.

Есть еще формат «Подмена» или «Прыжок в космос» – по команде режиссера пара, которая отыгрывает эпизод, застывает в той позе, в которой находилась, не всегда удобной. Ее сменяет свеженькая пара артистов, которая кардинально переворачивает ситуацию, расстановку сил между героями да и самих героев.

Формат «Случайные предметы» – за артистами стоит игрок или человек из зала и подает предметы, которые выуживает в хаотичном или продуманном им порядке из большого сундука. Все предметы с характером, специально и любовно заранее готовятся режиссером.

Все эти импровизационные программы я наблюдала из зала, участвуя лишь в написании на формулярчиках, которые раздавал режиссер перед началом, ситуаций, которые предлагались игрокам.

Но попробовать хотелось. И даже очень. Поэтому этой осенью я вернулась в труппу после некоторого перерыва и погрузилась в сладчайшие репетиции, на которых чего мы только ни делали, чтобы подготовиться к тому, к чему, по сути, подготовиться нельзя: мы же не знали, какие сюжеты принесут с собой зрители. Но быстро реагировать, включаться, использовать разные выразительные средства и «работать от партнера», кажется, благодаря терпеливой работе Дмитрия Янчика, мы кое-как научились.

Боялась ли я? Сомневалась, что потяну и не опозорюсь? Конечно! Я даже попробовала самосаботировать этот, как потом оказалось, волшебнейший для меня вечер.

Тварь я дрожащая или всё-таки Артистка?

И вот день икс – 25 ноября, пятница. Просыпаюсь в состоянии, которое можно описать одним словом: никакая. Я в ужасе: через 13 часов выходить на сцену, а мне хочется лежать и глядеть в потолок.

Кое-как я отправилась на работу, там даже получилось собраться и сдать пару материалов. Но не из категории, которая требует эмоциональной вовлеченности. Потому что вся творческая составляющая – именно то, на чем я и планировала выехать на вечернем выступлении, – всё ещё не откликалась. Казалось, она скрыта под бетонной плитой: не достучаться и не доскребтись.

Когда настал вечер и я зашла домой с продуктами на выходные, уставшая и обессиленная в попытках найти в себе хоть какую-то искру желания оказаться через пару часов на сцене, под софитами, это мне показалось чем-то из разряда фантастического. Я стала размышлять, что человек в таком состоянии бесполезен в показе, тем более в импровизации. И, признаюсь, уже начала набирать сообщение режиссеру, мол, мне невыразимо жаль, но я не способна сейчас на то, чего вы, а главное, я сама от себя жду.

И тут я ее увидела. Змею, затаившуюся внутри и не дающую, как в какой-то восточной притче, литься кристальной сияющей живительной влаге из моего источника. Я поняла, что хочу поступить, как нередко поступала с детства: в самый ответственный момент зафакапить что-то важное и очень нужное для себя. Чтобы получить повод потом пострадать, что не справилась, подвела, вместо того, чтобы попробовать, а потом уже сокрушаться, если бы и правда ничего не удалось. Я давно не ощущала эту гадину близ сердца, потому что последние годы редко бралась за дела, которые были бы сложны, непредсказуемы в своем результате, но так желанны. Импровизация оказалась именно таким делом.

Когда я четко рассмотрела её, реальную причину, она такая: «Блиииин», – и растаяла удивленная. Такого с ней еще не было. Потому что я сказала себе то, что не говорила раньше: главное, что ты можешь сделать сейчас, – это пойти в театр и постараться быть внимательной и одновременно расслабленной. Ведь ты точно справишься. Вне зависимости от результата. И как только я перестала возлагать на себя груз «все должно быть идеально» и сменила его на «ты просто выйди, будь собой – это уже победа», стало появляться ощущение, что я просыпаюсь. Все еще с преодолением, но я начала собираться. Включила клип Beyonce с тем самым нужным мне в тот момент тоном Run the World. Выбрала платье, и, уже пританцовывая, ярко накрасилась. И вот оно – энергия залила меня от пальцев ног до кончиков волос.

Надо ли говорить, что на подходе к ДКиТ «Нефтяник» я почти летела? Как только зашла, увидела улыбки и радость друзей по театру от того, что я здесь. И облегчение в глазах режиссера: по-моему, он эмпатично почувствовал, что с какой-то внутренней проблемой накануне я точно столкнусь.

А еще, когда я зашла, увидела между строк, что всем нам страшно. Что каждый в тот день, придя, поборол свою личную внутреннюю змею. Чтобы размяться, приглушить волнение и страх, мы кричали, «рубили дрова» – такое упражнение для голоса, ели шоколад, которым как заботливая мамочка нас пичкал Андрей Радченко: по его словам, он должен был помочь взбодриться. Вообще, Андрей – это, конечно, отдельная история. Актер со стажем, хорошо знакомый поклонникам «Иллюзиона», и преподаватель по актерскому мастерству в младшей группе, он также впервые решил попробовать себя в импровизации. И оценил уровень сложности формата по полной. Но когда вошел во вкус во время выступления, его было не остановить: мастерство и комедийный талант – они такие!

Перед выходом режиссер нам напомнил: вышел на сцену – играй. Как будто за ее пределами больше ничего нет. В зале есть люди. И это единственное, что тебя должно интересовать. Делай им хорошо, весело и приятно. И тогда от их эмоций получишь сторицей.

Когда мы вышли в зал и я оказалась в привычной обстановке – не зря Янчик нас натаскивал именно на сцене «Черного Золота», где и предстояло выступать, –
испытала адреналин боксера на ринге.

Мне выпало первой выйти и отимпровизировать в «Алфавите» вместе с Ильей Туриком – аксакалом импровизаций, славящимся весьма неожиданными как словесными, так и физическими решениями на сцене, а также невозмутимостью, с которой он произносит абсурдные, а потому смешные вещи. Я за несколько секунд вжилась в роль учительницы, оскорбленной тем, что ее ученик – Илья – знает больше, чем она. Мы прощупывали, как оно сегодня, в какую сторону можно двигаться и какие эмоции предъявлять, а в какую пока рано. И, кажется, механизм был запущен.

Когда первая реприза была закончена, я поняла, что не заикаюсь, не спотыкаюсь и вроде даже сказала что-то, от чего услышала самый сладостный в этом формате звук – смех в зале, меня окончательно отпустило, и дальше пошло чистое счастье. Счастье играть и наблюдать игру тех, кто рядом. За кого волнуешься и радуешься одновременно.

И мне искренне жаль, что через текст я не могу передать, как, каждый в свой момент, жгли Виктория Гапоненко, Ольга Бакаева, Илья Турик, Денис Рохин, Андрей Радченко и Ксения Лобан, которая в тот вечер попробовала себя в качестве соведущей нашего любимого режиссера Дмитрия Янчика. Надеюсь, у кого-нибудь из читателей этого материала весной появится возможность увидеть еще одну программу-импровизацию. А может, и поучаствовать? Мы всегда рады новеньким и смеленьким.

 

Кем в тот вечер я не побывала: и настоятельницей монастыря, и гангстером, прячущим тело на крыше небоскреба, и частью восьминогого пришельца из космоса. Какие-то сюжеты, высказанные из зала, бывало, ненадолго ставили в тупик, так как мы учились реагировать на сюжеты, придуманные нами же, то есть теми, кто уже знаком с форматом, с допуском на каждого. Зал же – полноценный участник шоу – предлагал сценарные ходы почти без поправки на наши возможности и характеры. Но тем и азартнее была игра. И зрителям, бывшим с нами в тот пятничный вечер, спасибо от всего сердца за то, что прощали нам наши промахи и радовались удачам, поддерживая и одобряя.

* * *

Чтобы получить похожие эмоции, которые по нам шарахнули в тот ноябрьский вечер, кто-то прыгает с парашютом, кто-то гоняет на мотоцикле в 120 лошадей, кто-то закатывает истерики вторым половинкам.

Мы же пошли на сцену. В непредсказуемость и опасность для самооценки – как в клетку с тиграми. Но как только мы там оказались, поняли, что именно из клетки-то и вырвались. И обрели свободу. Свободу быть теми, кем придумаем сами. Свободу не бояться, что над нами будут смеяться, а жаждать этого и принимать как то, что слаще аплодисментов.

Что еще я поняла за те короткие почти два часа, которые провела плечо к плечу со своими сотоварищами, – важно быстро переключаться. Если какой-то эпизод не удался, не рефлексируй на эту тему, укоряя себя, а отряхивайся и беги в новый. Потому что в прошлом ты был бледен и невыразителен, а в следующем – оп! – засияешь и удивишь всех.

Неудивительно, что говорят: сцена – это маленькая жизнь. Или там про что-то другое, не помню. Но то, что сцена терапевтична, помогает разобраться в себе, стать более смелым, собранным и свободным человеком, чем ты был до встречи с ней – это факт.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity