...А в Речице «Театр. Весна. Любовь». Или про скучные крепкие чувства и нескучную драму
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
11 апреля состоялась премьера программы режиссера театра «Иллюзион» Дмитрия Янчика с названием «Театр. Весна. Любовь». 43-летний Ромео, которого Джульетта тащит в ЗАГС, неуместно инициативный новый руководитель труппы, живая музыка, танцы, постирония и горькое послевкусие от классики – всё это уместило театральное кафе на сцене «Черного золота» в ДКиТ «Нефтяник».

В первой части постановки Дмитрий Янчик сделал громкое заявление: «Режиссер поехал!». Куда поехал и что тому предшествовало, не уточнялось. Так или иначе любительская театральная труппа собралась встречать нового руководителя. Им оказалась экзальтированная Зинаида Пименовна в исполнении Ольги Мязиной. Свежеиспеченный режиссер почти без прелюдии замахнулась на «Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и взяла в работу «Ромео и Джульетту». Профессиональный, но слегка шальной взгляд Зинаиды Пименовны пал на суфлера в исполнении Андрея Радченко. То, что суфлер стеснителен до нельзя и ему 43 года, режиссера не смутило, а, наоборот, раззадорило. На роль Джульетты была определена капризная Прима в исполнении Татьяны Изотовой.
Когда все разошлись, Зинаида Пименовна взялась за обучение Игната Рябова – самого юного участника труппы. То, как увлеченно и бескомпромиссно она мешала артисту репетировать, было прекрасно. С точки зрения актерской игры, разумеется.
Билеты на балет, «Евгений Онегин» и (не) важный звонок
После артисты театра Дмитрия Янчика, а не Зинаиды Пименовны (вы еще держите нить повествования и помните, что реального режиссера в программе заменила «режиссер» сценический?) представили сольные номера.
Первым был Илья Кудымов с произведением «Гитары» Давида Самойлова. У дебютанта – это первая программа для Ильи – получилось захватить воображение зрителей и перенести в «базарный день», где «солнце бьет, как колотушка» и где заезжий парень выбирает себе гитару. Пусть не в лоб, а между строк, в произведении просвечивала тема любви, заявленная в названии программы. Уж очень чувственно описаны взаимоотношения юноши и фигуристого инструмента.
Виктория Гапоненко рассказала о том, как ходила на балет с подружкой. Однако уделить внимание представлению не удалось: номерок от куртки куда-то закатился, и девочка провела всё представление, шаря под сиденьями и ползая между рядами.
Как точно описала Агния Барто «В театре» – а именно его прочла Виктория – готовность зрителя отвлекаться на что угодно, только не следовать за повествованием на сцене. В подтверждение этого в зале во время выступления Ольги Мязиной на самой высшей точке номера у кого-то зазвонил телефон. Накал был сбит, хорошо, что артистка быстро смогла собраться и продолжить. Тем не менее гаджеты на столиках у зрителей не раз врывались в программу. Кто-то позволял себе невозмутимо и размеренно отвечать, пока шло действо, которому актеры-любители посвятили несколько месяцев кропотливой работы: «Что-то срочное? Я сейчас в театре, перезвоню позже». Учитывая, что театральное кафе посещают любители прекрасного и, как предполагается, тонкой душевной организации люди, это вызывало, мягко говоря, недоумение. Вспомнился недавний визит министра в Речицу. Чиновник ни разу не позволил себе проявить неуважение к аудитории и заговорить по телефону во время встречи. Хотя давайте будем объективны, у кого из сидящих в зале в тот вечер были дела важнее министерских? Режиссеру после даже пришлось написать пост с просьбой выключать телефоны и не разговаривать во время постановки, так как это действительно сбивает.
Возвращаясь к Ольге Мязиной. С помощью классики – рассказа «После театра» Антона Чехова – она подняла тему того, как мы ищем драму и готовы упиваться ею, какой бы искусственной она ни была. Краткий сюжет: 16-летняя девочка Надя сходила с мамой в театр на «Евгения Онегина» и твердо решила, что тоже «хочет так». Чтобы драма и невзаимная любовь. К несчастью, оказалось, что оба ее кавалера приличны и галантно ухаживают. Никаких поводов пострадать. Но когда поводов нет, что делает человек, который хочет приключений? Правильно, создает их сам. В общем, кого интересует тема, советую перечитать Чехова. Тем же, кто был на программе, довелось проникнуться его иронией над потребностью усложнять, присущей многим из нас, приправленной постиронией в обработке Ольги Мязиной.
Что же такое «Счастливая любовь» в прочтении Надежды Тэффи, пробовали разобраться Татьяна Изотова и Илья Кудымов. Судя по тому, что происходило на сцене, барышня томилась времяпрепровождением с кавалером. Но расставаться не спешила, искренне считая, что настоящая счастливая любовь как раз и предполагает редкие встречи, восторженные слова и… желание поскорей заняться своими делами.
– Господи! Пусть будет так, что этот дурак подождал-подождал, обиделся и ушел! Я хоть к дантисту успела бы!.. – маялась девушка. На свидании же все разговоры пары сводились к тому, кто из знакомых что сказал или сделал и куда бы еще сходить и с кем встретиться. Поодиночке.
– Ну что же делать, раз это нужно! Главное, что мы любим друг друга.
– Да… да, в этом радость. Счастливая любовь – это такая редкость. Который час?
– Половина четвертого.
– Боже мой! А меня ждут по делу. Проводи меня до извозчика. Какой ужас, что так приходится отрываться друг от друга… Я позвоню на днях по телефону, – с облегчением барышня все-таки сбежала.
– Я буду адски ждать! Любовь моя! Любовь моя!
Однако в конце выяснилось, что кавалер также тяготился рандеву. «Конечно, завтра с утра трезвонить начнет! Вот связался на свою голову, а прогнать – наверное, повесится! Дура полосатая!». Вот такая счастливая «какувсешная» любовь.

Дошло дело в первой части и до «Ромео и Джульетты». Комедийный талант Андрея Радченко, сдобренный настойчивой невозмутимостью Татьяны Изотовой, довел почти до истерического хохота часть зала. Джульетта склоняла Ромео к бракосочетанию, он же томился: «А погулять-пошляться?». В конце все неизменно падали вроде как замертво – здесь от классики Зинаида Пименовна не отошла, но после стали «воскресать» под звуки музыкального инструмента в руках Ильи Кудымова и Артёма Попова. Зазвучала уже знакомая любителям проекта «Хочу в театр» композиция про то, что «Хорошо там, где мы есть, а где нас нет, там плохо!». Случился даже финальный поклон. Казалось бы, всё, точка. Но зрителей ждало второе отделение, которое влилось во впечатление от первого, как горький имбирный сироп в сладкий бабл-чай.
Минорное послевкусие
Во второй части программы театрального кафе на сцене были двое. Девушка из высшего общества Мелисса – Татьяна Изотова – и ее приятель и сосед Энди – Артём Попов. Им предстояло общаться друг с другом посредством лишь переписки. Пьеса Альберта Герни «Письма любви» охватила почти 50 лет жизни главных героев. Они начинают свой бумажный роман, еще будучи детьми, а завершают, когда большая часть стремительных лет остается позади.
Здесь уже высказанная в первом отделении мысль о том, что настоящие чувства скучны, а про реальную любовь не пишут пьес, не слагают стихов, окончательно раскрылась. Он и она симпатизируют друг другу, однако постоянно что-то происходит: то они сами что-то вытворяют, то события вмешиваются, но отношения не складываются.
Понятно, что, если бы герои были морально зрелы и регулярно посещали психолога, они бы поняли, что не так уж и хотят быть вместе. Иначе нашли бы способы. Но тогда бы не случилось красивой и грустной истории, в которой автор дал понять строками из писем, что какие-то чувства друг к другу они пронесли через всю жизнь, живя с другими и воспитывая детей от других.
Тем не менее грусть в конце была не от того, как «жизнь несправедлива» и как жестоко обошлась с двумя влюбленными. А от того, в каком тумане живет большинство из нас. Как держится за то, чего нет, чтобы погружаться в привычный паттерн страдания.
Режиссеру Дмитрию Янчику в очередной раз браво! Подобранный материал заставил задуматься, а маэстро в роли рабочего на сцене – это точно хочется увидеть еще раз. Ребята-артисты, спасибо за удовольствие!
