Культура

2033

Речичане – вторые в республике Дед Мороз и Снегурочка! Интервью с героями перед выступлением

 +

В финале X Республиканского смотра-конкурса «Ёлка-фэст – 2024» речичане Павел Мастьянов и Екатерина Харитоненко от Речицкого центра творчества детей и молодёжи заняли второе место в номинации «Лучшие Дед Мороз и Снегурочка»! Событие состоялось 7 декабря в Минске и собрало новогодних персонажей со всей Беларуси. Ранее наши Дед Мороз и Снегурочка победили на областном этапе республиканского смотра-конкурса и признаны лучшими на Гомельщине.

Команда-победитель из Речицкого центра творчества детей и молодёжи: Дед Мороз – Павел Мастьянов, Снегурочка – Екатерина Харитоненко, Снегуша – Иван Корженок, Морозяка – Александра Кудряшова и хореографический коллектив «Мир танца», руководитель Яна Ефименко.
Команда-победитель из Речицкого центра творчества детей и молодёжи: Дед Мороз – Павел Мастьянов, Снегурочка – Екатерина Харитоненко, Снегуша – Иван Корженок, Морозяка – Александра Кудряшова и хореографический коллектив «Мир танца», руководитель Яна Ефименко.
 

Екатерина Харитоненко и Павел Мастьянов – дуэт давно сложившийся. Еще со времен общей работы в яслях-саду № 2, когда они впервые примерили на себя сказочные роли на новогодних утренниках. Затем в 2014 году Екатерина перешла в центр творчества детей и молодёжи (на данный момент она занимает должность заведующего отделением дополнительного образования), но творческая дружба сохранилась и регулярно приносит весомые плоды.

– В 2020 году Екатерина Васильевна пригласила меня поучаствовать в областном этапе конкурса «Елка-фэст», а после и в республиканском. В области мы заняли первое место, в республике – второе, – рассказывает Павел Мастьянов.

– Тогда случилась пандемия COVID-19, и все этапы проходили онлайн. Мы готовили видеоматериалы и отправляли их на суд жюри, – дополняет Екатерина.

– Как вы попали на областной этап в этом году и что он из себя представлял?

– Мы прошли районный отборочный тур, для чего представили программу и видео, по которым нас отобрали для участия в областном туре. Программа не должна была превышать 20 минут, в ней должен был быть творческий номер Деда Мороза и Снегурочки, а также флешмоб. В финал области вышли шесть команд. Все сильные, и мы переживали, удастся ли победить в этом году. Гомельщина традиционно славится своими участниками. Мы понимали и еще одну сложность: современных детей тяжело чем-то зацепить, а выступать предстояло перед живым залом, полным ребят. По жребию мы должны были выйти четвертыми, – вспоминает Екатерина.

– К шестой по счету команде дети не уставали или зрительный зал обновлялся?

– Обновлялся, тем более что каждая программа была рассчитана на 20 минут, и это не так долго. Две-три программы дети спокойно отсматривали, участвовали в конкурсах. Мы рады, что победили, но впереди сложный этап: будем представлять Гомельскую область на республике в Минске. Не представляем, чем будут удивлять другие области, поэтому волнуемся и предвкушаем. Хотя, конечно, верим, что будет победа, и мы как минимум войдем в тройку лидеров страны.

Прим. автора: интервью с героями состоялось за неделю до выступления на республиканском этапе. Тогда они еще не знали, что станут вторыми в Беларуси Дедом Морозом и Снегурочкой.

– В своей программе вы классические Дед Мороз и Снегурочка или модифицировали образы?

– Мы настоящие сказочные Дед Мороз и Снегурочка, но у нас есть виртуальный помощник Василиса. По сюжету мы готовимся поздравлять детей с Новым годом, но нам мешают современные персонажи Снегуша и Морозяка. Мы им показываем, как празднуют Новый год, так сказать, по классике: торжественно, красиво. А они делятся, как сами справляют: делают ролики в Тик-Токе, например. В финале в своем творческом номере мы рассказываем им о главном секрете Нового года: самое важное – не подарки, а вера в чудо, улыбки и смех. Именно этим и ценен этот праздник.

 

– Как думаете, кто больше верит в чудо: дети или взрослые?

– Мы вот взрослые, но верим! Верили, что привезем в район первое место, и чудо случилось. На самом деле постоянно наблюдаем, что взрослым чудо нужно даже больше, чем детям. Наверное, потому что взрослые успели пережить разочарования, неудачи. Отбросить страхи, распахнуть сердце вот этой детской вере им невероятно сложно, но жизненно необходимо.

– Где еще горожане могут вас увидеть в этом году?

– Мы будем участвовать в шествии Дедов Морозов и Снегурочек, а также в районной благотворительной сказке, как всегда это и делали, а также в многочисленных утренниках. В том году ездили в интернат семейного типа и школу-интернат для детей с нарушением слуха, планируем подобное и на эти декабрь–январь.

– Вы Дед Мороз и Снегурочка со стажем, по вашим наблюдениям, изменились ли дети за более чем десять лет?

– Дошколята и младший школьный возраст – они всегда одинаковые, как по моему опыту. Они так же улыбаются, как и раньше, так же верят в сказку. Деда Мороза встречают с такой радостью, что у некоторых буквально слезы выступают, – улыбается Екатерина.

– Да, была такая ситуация, девочка выходит: «Мама, он же настоящий!». Вот эти детские глазки, которые загораются, когда ты приходишь, – это самое ценное, – признается Павел.

– Детки с трех до семи лет верят, что всё по-настоящему, что мы пробирались сквозь сугробы, летели на санях, – рассуждает дальше Екатерина. – С детьми постарше уже нужно чуть по-другому: удивлять, вовлекать. Они-то понимают, что мы артисты, но им обязательно должно быть интересно, азартно. Тут мы используем игры, берем современностью, своими фишками. Поэтому можем работать с аудиторией от двух лет и до бесконечности.

– Бывало, что Дедушку или Внучку разоблачали? Например, брали за ладонь, а она тёплая, человеческая.

– Мы всегда выкручиваемся: если ладонь горячая, то, мол, жарко, Дедушка стал таять, – пожимает плечами Павел Мастьянов.

– Дед Мороз и Снегурочка должны всегда быть готовы импровизировать и быстро выходить из любой ситуации. Например, у меня было, когда детей в доме собиралось больше, чем было заготовлено у родителей подарков. Пришлось Снегурочке сесть за руль и гнать в магазин, пока Дед Мороз слушал стихи и вел программу, обыгрывая момент, – вздыхает Екатерина.

– Бывали казусные случаи во время выступлений?

– Как-то в начале карьеры у Снегурочки отвалился каблук. Дедушка Мороз тоже это обыграл, пообещал подарить Внучке новые сапожки. Я же бросила каблук под ёлку и продолжила петь-плясать с одной ногой на цыпочках, чтобы разница не бросалась в глаза, – откровенничает Снегурочка.

– А самый трогательный момент вспомнить можете?

– Самое трогательное, когда детки, которые остались без родителей, писали письма Деду Морозу, рассказывая, что они хотят получить под ёлочку. Подарки этим детям собирали всем районом. Мы привозили то, что ребята загадывали, были слезы счастья, радости. С такими детками сложнее всего работать, им хочется подарить всё свое тепло, но время ограничено. Ты смотришь в их глаза, видишь, насколько им не хватает ласки, нежности. Мы же тоже люди: сердце разрывается, а надо улыбаться, – глаза Екатерины становятся грустными.

– Они тебя берут за руку и не отпускают… – Павел так и не заканчивает свою фразу, замолкает. Меняю тему, чтобы артисты отвлеклись от смешанных чувств.

– Как прорабатываете костюмы, чтобы достичь максимальной достоверности?

– Возвращаясь к теме каблуков: это случилось еще в начале выступлений в роли Снегурочки. После я подробно изучила образ с помощью книг и других материалов: ни в коем случае белорусская Снегурочка не ходит на каблуках с короной или кокошником на голове. У нас традиционно это девочка в шапочке, белых сапожках, белых колготках. Никаких колец не должно быть на пальцах, других украшений, – раскрывает нюансы образа Внучки Екатерина Харитоненко.

– Дед Мороз должен быть с бородой, в шапке и обязательно варежках, чтобы почти не было видно лица, рук. Он должен хранить таинственность, магию. Даже на ноги мы пошили специальные боты поверх обуви, чтобы «земных» и обычных кроссовок или ботинок в образе не было, – Павел показывает свои боты и варежки, с явным удовольствием демонстрируя продуманность каждой детали.

– Бывало, что на вашем выступлении родители тоже вовлекались в конкурсы, хороводы и радовались наравне
с детьми?

– Это происходит постоянно! Даже самые стеснительные будут с нами петь и танцевать. Снегурочке и Деду Морозу не отказывают, – оживляются Екатерина и Павел. – Наверное, волшебство Деда Мороза и Снегурочки в том, что даже взрослые становятся на час детьми.

– Как думаете, кого дети любят больше: Деда Мороза или Снегурочку? Или это вопрос сродни кого ты любишь больше: папу или маму?

– Наверное, все-таки Дедушку Мороза. По крайне мере, я всегда стараюсь ставить его на первый план, – задумывается Екатерина. – А на мне уже песни, танцы, хороводы.

– Вообще-то именно так: держится всё на Снегурочке, а Дедушке достаются лавры и благодарность, ведь именно он из секретного мешка достает подарки, – довольно резюмирует Павел.

– Можете поделиться какими-то новогодними домашними традициями как самые новогодние персонажи?

– Для нас Новый год много лет – это работа! В прошлом году дома не было даже ёлки. Сейчас тоже еще ничего не заготовлено, не украшено: я с восьми до восьми-девяти работаю. Но зато погружение в атмосферу случилось раньше, чем у всех: мы начали репетировать с октября, когда вовсю светило солнце и Новым годом еще не пахло. Собирались командой вместе и отрабатывали буквально каждый шаг. Дошивали костюмы, набрасывали идеи, – разводит руками Екатерина.

– А я вот наряжаю дома ёлочку каждый Новый год. Как раз сейчас пойду забирать огоньки и юбку для ёлки, которые заранее заказал, – широко улыбается Павел.

– Назовите, пожалуйста, три главных составляющих успешного дуэта Деда Мороза и Снегурочки?

– Артистизм, сюда входит и умение импровизировать. Второе – зрелищность, эффект «вау». Если просто прийти в костюмах, этого недостаточно. Мы всегда чем-то удивляем. Например, в прошлом году у Деда Мороза светились варежки, когда дети загадывали желания. И третья составляющая – это современность. Мы изучаем тренды и обновляем программу постоянно.

– Говоря про тренды, планируете ли вы обновлять образы, или ваши персонажи останутся привычными нам, старыми добрыми Дедом Морозом с бородой и посохом и Снегурочкой?

– Нет, мы не хотим искажать традиционные образы и надеемся, что Дед Мороз со Снегурочкой еще долгое время будут любимы и ожидаемы детьми именно в том виде, в каком они всегда и были. А если нужно будет добавить чего-то этакого, просто включим в программу приглашенных персонажей, как и сделали это на конкурсе.

– На ваш взгляд, Дед Мороз и Снегурочка выдержат конкуренцию, например, с супергероями, лет через 20, они будут символами Нового года?

– Будут. Мы точно будем! – хохочут Екатерина и Павел.

– Спасибо за беседу!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity