Речичанин Александр Домненко – «Лидер года – 2021» Гомельской области
Источник: Dneprovec.by Фото: из архива Александра Домненко
В Гомельском областном дворце творчества детей и молодёжи недавно прошёл финал областного смотра-конкурса «Лидер года – 2021», в котором приняли участие десять человек. Победителем стал одиннадцатиклассник Александр Домненко из средней школы № 2 г. Речицы. Сегодня мы беседуем с ним.

– Александр, расскажи, пожалуйста, как появилась идея принять участие в конкурсе?
– Примерно в конце сентября 2020 года в нашей школе был создан проект о взаимоотношениях родителей и детей. Эта проблема в прошлом касалась и меня, и я часто слышал от друзей, одноклассников о недопонимании в семье. На собрании активистов школы мы решили создать проект, который бы помогал налаживать отношения между родителями и детьми.
Так мы начали вести работу совместно с учителями, педагогами-психологами нашей школы, социальными педагогами. А потом узнали о конкурсе «Лидер года» и подумали, что неплохо было бы представить этот проект и там. Возможно, кто-то заинтересовался бы им и смог реализовать его в своих школах.
– Конкурс проходил в два этапа?
– Да, на заочном этапе нужно было подготовить и представить видеоролик «Один день из жизни лидера». Это была своего рода самопрезентация – в нём отображалась моя жизнь с момента, когда я встаю утром и до самого вечера, а также рассказывалось о моём участии в различных школьных мероприятиях. На втором – очном – этапе проходила защита проекта.
– Расскажи подробнее, что представляет собой этот проект?
– Изначально мы выделили группу ребят, с которыми потом работали. Для чего провели анонимные опросы в социальных сетях с родителями и детьми о том, почему между ними возникают конфликты, и что из-за этого происходит. Постарались собрать максимум информации и выявить причины.
Затем организовали акции, например, создали листовки, в которых давались действенные советы для родителей и детей, как избежать конфликта, как решить его. К примеру, там рекомендовалось собраться всей семьей и выслушать друг друга не перебивая. Написать, чем каждый недоволен, аргументировать, по какой причине, и сделать свои предложения, как этого избежать. Всё это как со стороны родителей, так и детей. А затем искать какой-то компромисс. Если не получается, тогда можно обращаться к нам. В листовке указаны контактные телефоны.
Провели ряд мероприятий, куда приглашали узконаправленных специалистов-медиков. Там присутствовали и наши психологи, социальные педагоги, которые отвечали на вопросы и помогали разобраться в отношениях. Мероприятия проходили как общие для детей и родителей, так и отдельно для родителей.
Кроме того, один из самых действенных способов – это тренинги. Мы проводили их с группами семей. Тренинг идет поэтапно, в нем применяются различные упражнения. Например, одно из них – смена ролей. Дети становились родителями, а родители – детьми. Это даёт новый взгляд на многие вещи. Очередной тренинг у нас приурочен к 9 Мая. Семьям предлагается сообща подготовить свою концертную программу. Это делается для того, чтобы родители и дети больше работали в команде.
Активное участие в создании и реализации проекта принимают педагоги-организаторы Анастасия Жукова и Анна Абазовик.
– Насколько ваш проект помогает находить взаимопонимание между родителями и детьми? Есть ли уже определенные результаты?
– Проект будет длиться до конца учебного года. Но уже сегодня мы видим его пользу. Родители делятся с педагогами и психологами тем, что стали больше понимать своих детей, как-то по-другому смотреть на их проблемы. Часто говорят о том, что раньше не считали их достаточно взрослыми, потому был сильный контроль. А теперь больше слушают и прислушиваются. Дети говорят: помогло, стали как-то ближе общаться с родителями. Раньше ничего им не рассказывали, даже врали, а теперь начали доверять.
– Александр, куда планируешь поступать после школы? Может быть, получать профессию психолога?
– Нет. Моя будущая профессия также будет связана с мероприятиями. Я хочу поступать в университет культуры в Минске на специальность «Организация социально-культурных мероприятий в досуговых учреждениях», то есть в итоге буду культорганизатором. Мне это очень нравится, начиная с седьмого класса я участвую в организации различных школьных мероприятий.
– Каких, например?
– «ШАГ» – школа активного гражданина. По субботам организуем что-то для детей. Так, недавно проводили мероприятие, посвященное памяти узников концлагерей. Занимаемся гуманитарной помощью. Примерно месяц назад собирали по всей школе подарки и потом передавали их в больницы и детские дома. Участвую в конкурсах: КВН, чирлидинг, ну и «Лидер года». А еще в городских мероприятиях. Из последнего – квест, организованный краеведческим музеем.
– У тебя есть любимые предметы?
– Честно говоря, люблю творчество и всё, что с ним связано, больше, чем учёбу (смеётся). А из предметов нравится биология. Тему прошли, и преподаватель может рассказать нам что-то интересное. А ещё – русская литература, учитель очень хорошо преподносит материал, слушаю с удовольствием. Так что два этих предмета, если не считать физкультуру.
– Кроме организаторской деятельности и учёбы, есть ещё какие-то хобби, занятия?
– Раньше посещал секцию бокса, сейчас перестал, так как много времени занимают школьные мероприятия. После уроков остаешься в школе и только к вечеру, часов в 17–18, приходишь домой. Практически рабочий день. Но вот недавно начал увлекаться разработкой сайтов, написанием их с нуля и последующей адаптацией к чему-либо. А так по-разному, где интересно – туда и иду.
– Друзей у тебя много?
– Да. С одноклассниками общаюсь в школе, после неё – в интернете. Есть ребята, задействованные в школьных мероприятиях, с ними можем после уроков даже остаться чаю попить. Есть знакомые возрастом старше, которые уже поступили и учатся. В целом, разные группы людей, с которыми интересно пообщаться на любые темы. Везде по-своему преподносят информацию, везде свои взгляды. Поэтому со всеми интересно, со всеми дружу.
– В интернете залипаешь? В телефоне, в соцсетях?
– А как же, без этого никуда (смеётся)! Помогаю вести школьные страницы в Инстаграм, ВКонтакте. И для себя что-то смотрю, например, про разработку сайтов, обучающие видеоролики. И когда проект готовили, много находили в интернете полезного.
– Какими, на твой взгляд, тремя основными качествами должен обладать лидер?
– Уметь слушать и слышать других. Не давить авторитетом, а услышать человека, что-то почерпнуть для себя.
Ещё – стрессоустойчивость. Даже на примере проекта было заметно, что не всё идет по плану, что-то не получается, кто-то недоволен. Нужно уметь держать себя и ситуацию под контролем. И, конечно, это тяга к своему делу, потому что без неё никуда. Если ты искренне хочешь что-то делать, то будешь этим заниматься, и у тебя всё получится.
– Если бы ты работал с людьми как руководитель, что бы ещё добавил?
– При работе с людьми самое важное – это честность, внимательное общение и умение понимать их. Чем лучше ты знаешь человека, тем проще с ним будет работать. И обязательно нужно поддерживать доверие к себе.
– Что бы ты пожелал ребятам и девчонкам, которые хотели бы себя в чем-то проявить, но робеют или немного ленятся?
– Главное – прийти в первый раз. И многое здесь также зависит от руководителя. Приходишь, начинаешь втягиваться, видишь, что получается, продолжаешь. Если не получается – всегда помогут, никто не будет кричать, говорить, что из-за тебя что-то не так. Это важно.
– Ты любишь школу?
– Да, конечно! Школа – это хорошая социальная структура для детей, для их социализации. Здесь ты узнаешь что-то новое, другие взгляды, понимаешь, что не все вокруг тебя вертится. Нравится общение и с детьми, и с учителями.
– Что бы ты хотел ещё добавить в конце беседы?
– Для родителей и детей, находящихся в конфликте, я хотел бы сказать: если существует проблема, её нельзя игнорировать. И если вы не можете решить её сами, обращайтесь к нам, мы поможем. Вот ссылка на мою страницу ВК.
Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by