Культура > Образование

3282

В учреждениях образования Речицкого района. В объективе – Вышемирская средняя школа

 +

Еще в первый месяц весны довелось побывать в Вышемире. Этот агрогородок славен своей историей, людьми, здесь есть что посмотреть, где побывать. Как и прежде, одним из основополагающих и важных объектов является средняя школа. В этом материале рассказ о тех, кто сейчас определяет ее дальнейшее развитие.

 

«Люблю наш агрогородок за природу и простоту»

Виталия Самсонова, учащаяся 10-го класса Вышемирской СШ, участница прошедшего в начале марта смотра-конкурса «Лидер года»:

– От участия в конкурсе остались самые благоприятные впечатления. Поначалу было немного тревожно, но потом все стало на свои места. Рада, что приняла участие в нем. Приобрела не только опыт, но и новых друзей. Участие в конкурсе во многом стало возможным благодаря моему классному руководителю Кристине Валерьевне Иванчиковой. Если бы не она, у меня бы не была столь активная и насыщенная школьная жизнь.

Мои любимые предметы в школе – литература и история. Сейчас занимаюсь восстановлением своего генеалогического древа. И в этом вопросе роль истории немаловажна. Любимая тема – Великая Отечественная война. Стараюсь воспроизвести как можно более полную картину происходившего. Читаю много художественной литературы на эту тематику. Люблю белорусскую литературу. Любимый автор – Василь Быков. Он писал про войну так, как способны немногие.

Всю свою жизнь проживаю в Вышемире. Люблю наш агрогородок за природу и простоту. У нас очень красиво, особенно с мая по сентябрь, когда везде много зелени. Да и осень со своим буйством красок вызывает эстетическое удовольствие.

Куда буду поступать после школы? Еще не решила. Пока склоняюсь к медицине либо педагогике. Может, когда-нибудь вернусь в свою школу, как и Кристина Валерьевна. Например, учителем начальных классов или русского языка и литературы.

Профориентационные тесты показывают, что у меня есть предрасположенность к творческой деятельности. Мне нравится выступать, играть на музыкальных инструментах, участвовать в театральных постановках. Играю на гитаре и укулеле. Где научилась? Благодаря интернету, ютубу. Сначала овладела укулеле, после этого было проще освоить гитару.

Из последних мероприятий больше всего мне запомнилось мероприятие, посвященное 8 Марта, а также бал-маскарад, где мне была отведена одна из ключевых ролей.


«Хочется сделать наш комплексный музей еще более современным»

Кристина Иванчикова, учитель истории, руководитель школьного комплексного музея:

– Наш музей был открыт благодаря Тамаре Николаевне Кротовой, которая работала в школе сначала вожатой, а впоследствии учителем истории. В 70-х годах под музей была выделена одна комната. В 1988 году, когда школа переехала в новое здание, для экспозиций было предоставлено новое помещение. Свой вклад в пополнение экспонатов музея вносили учителя, учащиеся, выпускники школы. Начиналось все с экспозиции про войну. В своей работе мы стараемся охватывать различные направления, поэтому сейчас именуемся комплексным музеем. А экспонаты у нас представлены из разных исторических эпох. Например, есть каменные топоры, найденные на территории нашего сельсовета. Имеются предметы быта, экспонаты советской эпохи, которые используем во время уроков истории. Три месяца назад наш музей пополнился ступой, которая была отыскана у родственников одного из учащихся. Недавно расширили архив про нашего замечательного земляка Ивана Денисовича Прохоренко, который прошел всю войну, был доктором экономических наук. Стараемся постоянно отыскивать что-то новое про героев войны, труда.

Конечно же, значительное место здесь уделено истории школы, истории агрогородка. Относительно недавно добавились экспозиции, посвященные воинам-интернационалистам, а также геноциду белорусского народа во время ВОВ. У нас имелась собственная небольшая база по местным жителям. После пополнения материалами Генеральной прокуратуры у нас есть полный список всех угнанных в Германию и расстрелянных. Работу по сохранению памяти о том времени ведем постоянно. В прошлом году удалось установить памятник в Гончаровке расстрелянной немцами девочке-подростку Рае Пешкун.

Сама я работаю в Вышемирской средней школе с 2008 года. У меня только одна запись в трудовой книжке. Я выпускница этой же школы. В пору учебы была членом творческой музейной группы, поэтому, когда пришла, мне сразу же передали вести музейную деятельность. Стараюсь не только сохранить, но и приумножить традиции. Хочется сделать наш комплексный музей еще более современным.


«И душой, и сердцем прикипела к Вышемиру»

Наталья Ивановна Микулинская, учитель русского и белорусского языков и литературы:

– В Вышемирскую школу я пришла 15 августа 1988 года. Именно в этот год школа переехала в новое здание. То есть в этом году мой трудовой стаж достигнет отметки в 35 лет.

До Вышемира работала учителем начальных классов в Лоевском районе. Здесь же начинала учителем музыки и старшей пионервожатой. Через год я перешла на работу в начальные классы, где проработала 20 лет. Когда получила образование филолога, мне сказали: «Хватит, поднимайся на второй этаж, будем учить старших». Работаю то с русской литературой, то с белорусской. В общем и целом, старость отодвигаю на потом.

Если говорить о любимых авторах, то в прошлом году перечитала с удовольствием Ивана Шамякина. Заново открываю для себя детские произведения Виктора Правдина, Раисы Боровиковой. По-новому взглянула на произведения Ивана Чигринова.

В русской литературе особняком для меня стоит Тургенев. Для души читаю детективы. Открыла для себя Машу Трауб. В ее произведениях эмоции на каждой странице. Не могу не отметить нашу землячку Оксану Хващевскую. У нас в школе за ее книгами настоящая очередь. Передаем их из рук в руки, как когда-то в 80-е годы прошлого года. Чтение – мое хобби, записана в трех библиотеках.

– Как Вы мотивируете читать современных школьников?

– Сейчас это сделать неимоверно сложно. Стараюсь на собраниях достучаться до родителей. Привожу личные примеры. В начальных классах, как только мы открывали букварь, я всех детей вела в библиотеку.

В этом году приняла пятый класс. На самом первом уроке спросила: «Что прочитали за лето?». Кто-то опустил глазки вниз. Тоже дружно отправились в библиотеку. В старших классах лучшая мотивация – отметки.

Чтение необходимо каждому. У меня была как-то электронная книга. Это не мое. Настоящая книга с шуршанием страниц – это все же иные эмоции.

– Что предпочитают читать школьники?

– Малыши предпочитают рассказы о природе, животных Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Георгия Скребицкого, Константина Паустовского. Есть детские детективы. Предложила им прочитать «Шчарбаты талер», «Афганскую шкатулку» Андрея Федоренко.

В средних и старших классах стараюсь активировать их интерес следующим образом: рассказываю что-то из недавно прочитанного, а на самом интересном месте останавливаюсь, чтобы мотивировать на самостоятельное прочтение. Недавно рассказала про Героя Советского Союза Зинаиду Туснолобову-Марченко, лишившуюся на войне рук и ног. После войны она вышла замуж и родила двоих детей. Мои девочки сходили в библиотеку, взяли про нее книгу, обсудили и пришли к выводу, что любовь – это не только красота, но и чувства, поддержка.

 

«Непременно слежу за тем, как складываются судьбы моих учеников»

Любовь Гресь, учитель начальных классов:

– Родилась я в Духановке, но посещала школу в Вышемире. Любимыми предметами были физкультура, а также белорусский язык и литература. После окончания Речицкого педагогического колледжа по распределению вернулась в Вышемир, где проживаю теперь постоянно. Работала в группе продленного дня, затем предложили поработать учителем начальных классов. К слову, моя старшая дочь также стала учителем, преподает химию и биологию в Озерщине.

Когда возвращалась в свою родную школу уже учителем, поначалу было боязно. Все-таки предстояло работать бок о бок с теми, кто когда-то вел меня по дороге знаний. Но встретили и приняли меня хорошо. Мне как молодому специалисту оказывали большую помощь Наталья Ивановна Микулинская, Лариса Александровна Рыковская, Клавдия Федосовна Пырх, мой учитель начальных классов.

Скоро уже будет четверть века, как я здесь работаю. Непременно слежу за тем, как складываются судьбы моих учеников. Сейчас у меня класс небольшой: две девочки и два мальчика. Мои второклассники очень активные, участвуют во всех мероприятиях.

Очень люблю читать, правда, времени катастрофически не хватает. Ну ничего, на пенсии наверстаю. Хожу в местный клуб, подтягиваю свой уровень вокального мастерства, в чем мне очень помогает наша любимая Людмила Васильевна Шалыпа. Правда, скоро начнется огород, и времени не будет вовсе.


«Кто читает книги, тот лучше познает мир»

Ирина Пицуренко, библиотекарь:

– Общий фонд библиотеки составляет более 6 тысяч экземпляров. Новинки к нам поступают, к сожалению, не так часто, как хотелось бы, но все же выбор есть. Второй год у нас действует акция «Подари библиотеке книгу». Многие односельчане и гости нашего агрогородка делятся с нами своими книгами.

Наши дети, особенно учащиеся младших классов, очень любят посещать библиотеку. Ученики 1–6-х классов забегают сюда едва ли не каждую перемену. Детская литература, сказки – все это пользуется спросом.

Проводим мы виртуальные экскурсии по сказкам, видеовикторины. Но в первую очередь акцент на чтении. Кто читает книги, тот лучше познает мир.

Приходят к нам и педагоги, которым тоже есть что предложить. Проводим совместные уроки с предметниками. Наше помещение позволяет это сделать.

Заходят к нам почитать и периодические издания. Большим спросом пользуется «Дняпровец». И всех выписанных экземпляров порой не хватает, чтобы удовлетворить читательский спрос.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity