Культура > История

2109

Прошлое и настоящее речицкого Свято-Успенского собора

 +

Министерство информации совместно с лауреатом премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Владимиром Лиходедовым реализует проект «Бацькаўшчына», приуроченный к Году исторической памяти. Проект ставит перед собой очень важную задачу – изучить, сохранить и популяризовать историческое наследие белорусского народа. В течение года в рамках проекта региональными СМИ будет организована тематическая рубрика под общим названием «Бацькаўшчына», в которой будут размещаться архивные, музейные фотографии исторических мест и объектов. «Дняпровец» присоединился к акции, и продолжает рубрику главный храм речицкой земли: Свято-Успенский собор – духовное сердце нашего города и одна из самых узнаваемых архитектурных достопримечательностей.

Начало 20-го века
Начало 20-го века
Наши дни
Наши дни
 

Перипетии строительства

История собора Успения Пресвятой Богородицы в Речице уходит корнями в далекий XVIII век, когда в 1794 году бывшую униатскую деревянную Воскресенскую церковь наделили статусом соборного храма. В период воссоединения униатов с Православной церковью власти большое внимание стали уделять состоянию местных церквей. Речицкий Воскресенский храм был маловместительным, ветхим.

В 1838 году Управление путей сообщения и общественных зданий утвердило план нового строения и смету в размере 26135 рублей 23 копейки. 18 февраля 1842 года Минская духовная консистория со своей стороны и подрядчики – минские купцы – подписали контракт на строительство каменного собора с колокольней, который планировалось построить за три года. В этом же году за возведение храма взялся речицкий горожанин по фамилии Гец.

Уже в следующем, 1849-м, году, в ночь с 28 на 29 октября строящаяся колокольня неожиданно разрушилась и, падая, повредила церковь почти до основания. Начались долгие судебные разбирательства. Недобросовестный подрядчик исчез. Денег на строительство не осталось, и храм простоял в руинах более 20 лет.

В 1864 году подряд на строительство храма получил минский купец и городской глава Свечников. Он выдвинул ряд условий: во-первых, необходимо было перечислить ему деньги в сумме 14231 рубля 49 копеек, во-вторых, Свечников требовал использовать рабочих, которые под его руководством уже занимались постройкой других церквей; в-третьих, работы должны были выполняться по его плану. Епархиальное управление согласилось на все условия. Работу взял под контроль минский генерал-губернатор М. Н. Муравьев.

Казалось, святыня восстанет из руин, но в 1866 году Свечников неожиданно обанкротился, и строительные работы приостановили. Помощь последовала от минского губернатора В. Н. Токарева, который прибыл в Речицу для ревизии присутственных мест. Он создал для достройки храма строительный комитет и выделил деньги в размере 6582 рублей ассигнациями. 11 июня 1872 года соборный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы епископом Минским и Бобруйским Александром. Событие было отмечено великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), который передал речицкому храму позолоченную дарохранительницу. После возведения нового собора Воскресенскую церковь в 1876 году разобрали и перенесли на городское кладбище.

Дореволюционный период

Новый храм имел вид продолговатого креста, средокрестие выделялось полусферическим открытым куполом, во фронтовой части находилась колокольня. Крыша была покрыта железом и окрашена масляной краской, окна располагались в два ряда; имелись три дверных проема – главный и симметричные боковые. Здание не отапливалось.

Иконостас состоял из 18 икон в золоченых рамах. Из утвари наиболее ценными были: три потира, дискос с лжицею и звездицею, два креста, дарохранительница, пожертвованная Его Императорским Высочеством Государем наследником Александром Александровичем на поминовение Цесаревича Николая Александровича. В храме хранились три Евангелия, метрические книги с 1786 года и приходские реестры с 1805 года. Колокольня имела четыре колокола.

В состав прихода входили мещане города Речицы и крестьяне деревень Бронное и Озерщина. На 1879 год прихожан мужского пола насчитывалось 1451, женского – 1401 душа. Ежегодно в доход церкви поступало около 70 рублей. Церковь имела 320 саженей усадебной земли, 48 десятин пахотной и 2 десятины сенокосной. В 20 верстах от храма было 19 десятин земли, за которую собор получал по 13 рублей в год.

При храме существовало церковно-приходское попечительство, а в городе – приходское училище.

Знаменательным событием стало возвращение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. 22 апреля 1910 года, в день Святой Пасхи, рака с ее мощами на пароходе «Головачев» следовала по Днепру из Киево-Печерской лавры в Полоцк. По пути следования эскадры проходили остановки и торжественные богослужения. В Речицу святые мощи прибыли 25 апреля 1910 года. Когда пароход остановился, рака была снесена на берег. Затем крестным ходом доставлена в Успенский собор, где святые мощи находились три дня. Посмотреть и помолиться сюда приехало множество паломников.

Улица Успенская. Храмы. 1913 г.
Улица Успенская. Храмы. 1913 г.
Наши дни
Наши дни
 

Период репрессий

Гонения на церковь после установления советской власти не миновали и Свято-Успенский собор. В поисках средств для помощи «голодающему Поволжью» в 1922 году комиссия уездного исполкома изъяла из храма наиболее ценную культовую утварь: кресты, лампады, кадила – всего 81 серебряный предмет общим весом более 11 кг.

В 1934 году Успенский собор закрыли, а позже его перестроили в Дом Социалистической культуры. На переоборудование было израсходовано 760 тысяч рублей: изменили интерьер, снесли колокольню и купол, возвели деревянную пристройку в стиле сталинского ампира. Был надстроен второй этаж, где находились центральная городская библиотека и малый зал для заседаний. На первом этаже был оборудован зал на 300 мест с балконом и механической сценой, два фойе. В пристройке располагались детская библиотека им. Гайдара и краеведческий музей.

В 1940 году храм и пристройка были поражены пожаром. При захвате Речицы немецкими оккупантами повредилась и внутренняя часть здания. В конце 1941-го силами прихожан в храме был проведен ремонт и начались богослужения. Оккупанты не стали препятствовать верующим.

После того как город был освобожден советскими войсками, в декабре 1944 года возник вопрос о превращении храма вновь в городской Дом соцкультуры, однако власти отложили решение этого вопроса, пошли навстречу приходу. Только в 1947 году исполком Гомельского облсовета принял решение «Об освобождении помещения Речицкого городского Дома соцкультуры, занятого приходской общиной верующих». Верующие начали борьбу в защиту храма, настоятелем которого был протоиерей Михаил Кротт.

В мае 1948 года вопрос о речицком Успенском соборе был рассмотрен в Москве на заседании Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. Совет, «учитывая, что собор капитально переоборудован и не сохранил внешнего церковного вида», с решением местных властей согласился, но учел интересы верующих. Предоставленное взамен собора помещение было признано непригодным, и до момента подбора нового варианта и перемещения в него храма постановил «не чинить препятствий службе в соборе».

К августу 1948 года новое здание было найдено – деревянное строение без фундамента, располагавшееся по Пролетарскому переулку. Там был основан речицкий молитвенный дом (в то время Успенский, в память о закрытом Успенском соборе). Духовным пастырем всех православных верующих с 1961 года стал отец Пётр Латушко. Именно его усилиями молитвенный дом постепенно обрел вид настоящего храма, который ныне носит название Покровского.

Здание Речицкого краеведческого музея. 1961г.
Здание Речицкого краеведческого музея. 1961г.

В 60-х годах в городе построили новый дом культуры, помещение Успенского собора осталось бесхозным. С 1969-го по 2003 год в трехэтажной пристройке к полуразрушенному Успенскому собору располагался Речицкий краеведческий музей.

21 октября 1979 года верующие написали заявление с просьбой разрешить закончить строительство собора – мечты об этом жили в сердцах каждого православного христианина города.

Возрождение

В 1999 году решением горисполкома здание собора было передано городскому православному приходу. Николай Зарезако, будучи председателем Речицкого горисполкома, поддержал идею восстановления храма. По благословлению Архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха настоятелем собора был назначен протоиерей Алексей Пешко. Огромный вклад в дело обновления храма внесли простые речичане, которые на добровольных началах и бескорыстно участвовали в работах по благоустройству и строительству церкви. Возобновились богослужения возле стен храма под открытым небом, затем – в вагончике и бывшем мясном павильоне.

Собор был отстроен как крестово-купольная постройка, увенчанная мощным барабаном с луковичным куполом и золоченым крестом. Башнеобразная звонница завершалась металлическим шатром, фасады здания украшала декоративная штукатурка. Обретший вторую жизнь храм 26 июля 2003 года освятил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси.

Общими усилиями были проведены работы по благоустройству собора. Администрация города организовала субботник. На собранные деньги приобрели кирпич для строительства колокольни. Прихожане тоже внесли свой вклад в общее благое дело. Заказали и 12 колоколов – среди них благовестники весом 2000 кг, 524 кг, 330 кг. 22 сентября во время проведения в Речице фестиваля «Дажынкі-2007» Свято-Успенский собор предстал перед гостями праздника в своем первозданном виде. А в 2017 году, к 145-летнему юбилею храма, были закончены работы по росписи собора, и внутренний облик его засиял новыми красками.

В настоящее время Свято-Успенский собор – не просто одна из архитектурных достопримечательностей. Это центр православной Речицы, её душа, без которой жизнь города уже кажется просто невозможной.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity