«Речицкий текстиль». Чем занимаются патронист и дессинатор?
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
Есть профессии пусть важные, но вполне нашему слуху привычные: журналист, слесарь, водитель. А есть те, услышав название которых, не сразу и сообразишь, в какой отрасли человек работает. Наши главные герои – патронист и дессинатор, и если бы не рубрика, то наверняка многие читатели решили бы, что речь пойдет о военно-промышленном комплексе как минимум. Однако материал о замечательных женщинах, которые трудятся в ОАО «Речицкий текстиль» в отделе управления ассортиментом на самых креативных и творческих должностях.

Делать то, что любишь, и любить то, что делаешь
Ирина Захаренко родилась в Целиноградской области Казахской ССР в семье белоруса и украинки. Когда ей исполнилось четыре года, семья вернулась на родину отца. В Речице были работа и жилье, так и обосновались. Маленькая Ира училась сначала в восьмой, потом в четвертой школах, поступила в Гомельское художественное училище, после чего отработку проходила на Жлобинской фабрике художественной инкрустации.

В ОАО «Речицкий текстиль» пришла в 1985 году на должность художника-оформителя, в следующем году она отметит 40-летний юбилей работы на предприятии.
– Мне очень нравилась эта профессия, – рассказывает Ирина Владимировна. – Меня многому научил Валерий Зинкевич и его супруга – это старшее поколение, под их руководством я начинала работать. А потом меня привели в художественно-экспериментальный отдел, там был цех с экспериментальным оборудованием. Там, тогда еще вручную, делались рисунки и патроны. Патрон – это своего рода адаптация рисунка на миллиметровой бумаге, где каждая клеточка обозначала одну нитку. В соответствии с патроном картонасекальщики на электрокартоне изготавливали перфокарту, которую уже мог читать станок и выдавать изделие с тем изображением, которое нужно заказчику. Конечно, после технического переоснащения фабрики в 2010 году всё это делается на компьютере, работа идет в специальной программе, сейчас патрон – это электронный файл. Задача художника-патрониста – создать его правильно, с учетом всех требований ткацкого станка. Сделаешь ошибку – пойдет брак во время производственного процесса.
Как художник Ирина Захаренко сама придумывает и создает рисунки, которые разместятся на изделиях, и одновременно с этим контролирует их выпуск. Несмотря на то, что предприятие с 1985 года и до наших дней переживало самые разные периоды, Ирина Владимировна оставалась преданной свой профессии и своему делу:
– Это мое дело, оно мне нравится, здесь я совмещаю хобби и работу. Что хочет делать художник? Рисовать. Здесь я рисовала и рисую. Мой замысел воплощается в реальный продукт, это очень интересное чувство. Конечно, переучиться с ручного труда было сложно: хорошо помню период, когда на пять-шесть человек у нас стоял всего один компьютер. После переоборудования к нам приехали два бельгийца (представители предприятия-изготовителя оборудования) на три дня, на этом самом одном компьютере показали нам какие-то азы работы в программе, а дальше – сами! Сложность в том, что это не обычный графический редактор, мы не печатаем рисунки на бумаге. Структура тканого изделия гораздо сложнее, нужно учитывать каждую нитку, понимать, как наша работа в программе сказывается на том, что выпускает станок.
В последнее время у ОАО «Речицкий текстиль» много интересных спецзаказов: полотенца разных размеров, салфетки, халаты, покрывала с разнообразными изображениями. Их заказывают белорусские и зарубежные предприятия и организации. Корпоративная символика, пейзажи, эмблемы ведомств и учреждений, подарочные комплекты, сувенирная продукция для мероприятий и фестивалей, праздничная тематика – всё это выглядит оригинально, интересно, стильно. В условиях визуальной пресыщенности покупателей огромное разнообразие рисунков – огромный козырь.


– Попробуй в наше время удивить человека! – улыбается Ирина Владимировна. – Это самое сложное и самое интересное – работа над новым рисунком, новым проектом. Мы часто меняем ассортимент, так что скучать не приходится.
Уникальная профессия
– Ведущий дессинатор – это инженер плюс художник, – объясняет Ирина Терещенко нюансы своей работы. – Направленность, конечно, в большей степени техническая. Я должна уметь рисовать и понимать, как рисунок воплотить в изделие. Как технический специалист я умею делать заправочные расчеты, я знаю технологию, оборудование – без этого мою работу представить невозможно.
Когда Ирина Валерьевна, коренная речичанка, поступала в Витебский государственный технический университет, ей повезло попасть в ограниченный седьмой набор на специальность «дессинатор». Очень узкая специальность: на каждой текстильной фабрике таких нужно один-два. И не обойтись производству без такого профессионала, но и работа штучная, индивидуальная. В настоящий момент таких специалистов не готовят, и заменить уже имеющихся дессинаторов некем.
– Я пришла на «Речицкий текстиль» в 2001 году на должность инженера-технолога по новым видам. Сначала было очень тяжело: я не понимала, куда я попала, что мне делать, за что хвататься, но со временем вникла во все нюансы, тем более университетскую производственную практику я проходила здесь и дипломную работу тоже писала на «Речицком текстиле». Тогда молодёжи было мало, в основном работали люди старшего поколения. А вот когда я ушла в декрет через три года, тогда и фабрика, и коллектив – всё стало обновляться. После декрета я вышла на работу уже дессинатором. Очень помогла мне освоиться дессинатор Мария Ивановна Черношей – очень хороший специалист, большое ей спасибо. Именно в это время ставили новые бельгийские кареточные станки, так что мое становление как специалиста и модернизация фабрики происходили параллельно. Я умею и люблю учиться, поэтому такие перемены меня не напугали, а наоборот, дали стимул к развитию.
Объем работы очень большой. За день может прийти сразу несколько заказов в разработку, а это значит, на каждый из них нужно подготовить концепцию, предложить набор эскизов, согласовать с заказчиком, внести правки, сформировать патрон. Когда патрон готов, изделие можно ткать. Работа творческая и кропотливая и занимает очень много времени. Нужно прорисовать каждую ниточку. Дессинатор должен разработать еще и структуру изделия, переплетение нитей. Вафельные, махровые, жаккардовые, аутентичные под старину, со льном, двусторонние (вафельные плюс махровые). Все нюансы нужно учитывать.

Всего на предприятии за десять лет разработано более десяти тысяч эскизов для изделий, которые могут быть в любой момент запущены в производство, и это всё результат труда художника-патрониста и ведущего дессинатора.
– Наша задача – показать новую структуру, новое видение. Конечно, в Беларуси хлопок не растет, и конкурировать со странами-производителями этого сырья очень сложно. Но у нас есть лен! – объясняет Ирина Терещенко. – Это наша белорусская фишка. У нас с 2010 года выпускается линейка изделий «хлопок + лен», она пользуется очень хорошим спросом, поэтому мы стараемся ее дополнить новыми структурами. На выставках самых разных уровней к ним проявляется большой интерес. Мне очень нравится бывать на выставках. Видишь результат своего труда, реакцию людей на нашу продукцию. Можно сравнить наши изделия с работой конкурентов, посмотреть на достижения других предприятий. Это здорово стимулирует творческую активность. Последняя выставка, на которой мы были, – «ИнтерТкань» в Москве. И с гордостью могу сказать, «Речицкий текстиль» выглядел там более чем достойно!