Культура > Музыка

4646

J:МОРС в Речице: интервью с солистом Владимиром Пугачем о лени, перфекционизме и том, кто для него зрители

 +

Вечером 2 декабря в ДКиТ «Нефтяник» белорусская рок-группа J:МОРС представила новый альбом «Воздух». В Речице коллектив выступал аж в 2009 году, но в прошлую пятницу зал встретил их так, будто никакого перерыва и не было. Как родных.

Отыграли ровно, очень технично, местами энергично, местами лирично. Если сравнивать с концертами других коллективов, позиционирующих себя как рок-группы, то выступления того же «Океана Ельзи» – у которого также есть и трек «Джульетта», как в новом «Воздухе», если уж совсем проводить параллели – это всегда рейдерский захват, шок и трепет.

Концерт же J:МОРС больше походил на беседу с умным, погруженным в себя давним другом, от которого идет тепло, но, как кажется, его слова больше обращены всё-таки к самому себе. Они для него способ понять, проговорить свое. И если выступления «ОЕ» – мгновенное обезболивающее, то J:МОРС сравнимы с лекарством, которое нужно принимать чуть более продолжительное время, чтобы получить исцеляющий эффект. Но он определенно есть, этот эффект.

Соль J:МОРС в текстах, в том, какой простор для трактовки они предлагают. И это вам не «Музыка в массы. Место для баса: пум-пу-пум-пум!» от одного удручающе популярного певца (не будем поминать его имя ближе к ночи), здесь особая вязь, интеллект и саморефлексия. И то, что в Речице у «морсов» действительно много поклонников, – это, как по мне, так очень хорошая новость.

Новый альбом, по сложившимся ощущениям, про свет, про надежду: «Это не край, выдыхай». И, например, «Солярис», звучащий в наушниках, когда идешь под густым морозным декабрьским небом, как нельзя лучше резонирует сверкающим новогодним огням, которые, если сощуриться, вдруг превращаются в сигнальные огни космолетов. И не знаю, как вы, а я редко встречала более точное и трогающее душу сочетание вокала, музыки и слов, воплощающих только зародившуюся влюбленность, чем: «Смотри, как горит воздух прямо над нами, ярче, чем солнце, жарче, чем пламя. Мы всё отпускаем, взлетая с разбега, жарче, чем солнце, выше, чем небо». Там еще много чего интересного и затейливого, в этом их «Воздухе». Если не слышали – истово рекомендую.

Перед концертом мне довелось побеседовать с вокалистом, гитаристом и автором песен Владимиром Пугачем о лени, перфекционизме и том, кто для него зрители:

– Пять лет вы ничего не записывали: молчали, потому что не было чего сказать, или было, но не знали, как это сделать?

– J:МОРС – это не продюсерский проект. И мы не завод, который на-гора может выдавать к положенному сроку нужное количество музыки. Шесть лет назад у нас вышел альбом «Электричество», мы сделали достаточно успешный тур по стране, собрали два раза Дворец спорта в Минске. А потом показалось, наверное, что всё и так хорошо, расслабились, перестали записываться, хоть и продолжали гастролировать.

Чтобы возникло новое, всегда нужно пожить, накопить эмоций, жизненного опыта. Что и произошло, воплотилось в пластинку «Воздух», с которой мы и приехали.

– В нескольких интервью вы упоминали, что за это время побывали в Непале и он вас «обнулил». Поездка послужила катализатором для нового альбома?

– Ну, я пережил многое за эти пять лет. В том числе и туда съездил – я очень люблю горы. Любого человека, который занимается творчеством, яркие впечатления побуждают.

– А можно «перезагрузиться», географически не перемещаясь?

– Конечно. Всё индивидуально: у меня – горы, у кого-то – спорт, литература, интересная встреча, радикальная смена образа жизни. Но, чтобы изменить в себе что-то, должно быть желание, прежде всего.

– Как относитесь к мнению: творческого кризиса не существует, есть лень, которую нужно преодолевать, просто садиться и работать.

– Совершенно верно, я так тоже считаю. Можно ждать музу, правда, можно и не дождаться. А можно сознательно, волевым решением погружать себя в эту атмосферу, и, если ты действительно творческий человек, оно к тебе приходит. Вот у меня именно так.

– В песне из нового альбома «Не край» есть фраза «Злые, как Алькаида, лица под Рождество» – это впечатления от какого города, страны?

– Погуляйте по Минску в районе ГУМа числа 23–24 декабря – поймете.

– То есть Минск?

– Да любой большой город. Люди в них превращаются в муравьев, особенно в предпраздничные дни.

– Вы много путешествуете, многое видели, что можете сказать о белорусах?

– Если брать глобально, белорусы – это северный все-таки народ с недружелюбным климатом, который, безусловно, отражается и на характере, и на темпераменте. Отсюда мы спокойные, сдержанные люди чаще всего, не очень пассионарные. Никакого недостатка я в этом не вижу, ведь при этом мы все же дружелюбные.

– Что по-вашему значит «талант»?

– Ой. (пауза) Склонность к какому-то виду деятельности, наверное, природная. Или сложившаяся в силу суммы предпосылок: условно говоря, у кого-то папа хоккеист, и он с детства учил сына кататься на коньках, это наслоилось на способности, и парень стал талантливым фигуристом. Поэтому да, индивидуальные предпосылки, трудолюбие и стечение обстоятельств, кажется, вот это и есть талант.

– У вас юридическое образование, по которому вы работали почти 10 лет. Каждый юрист может стать музыкантом, а каждый музыкант – юристом?

– Думаю, что нет. Возвращаясь к предыдущему вопросу: нужна предрасположенность. Плюс, как и для любой работы, желание это делать.

– Когда мы смотрим фильмы, слушаем музыку, мы наполняемся этим. Чем можно наполниться, слушая ваш новый альбом, скажем, неделю?

– Вы знаете, что для меня важно в музыке, которую мы делаем, так это то, что она является не окончательным содержанием, а эмоциональным катализатором. То есть неким инструментом, который позволяет раскрыть человеку то, что у него внутри. Потому что одна и та же песня у каждого вызовет свои эмоции, восприятие всегда индивидуально. Для меня важно, чтобы вот эти картины рождались у людей перед глазами, пусть у каждого и свои, но чтобы была реакция.

– Зачем люди ходят на концерты, выставки, в театр?

– Творчество помогает реализовать какую-то потребность, эстетическое наслаждение получить, посмотрев что-то, послушав.

– Как думаете, может психически здоровый человек быть счастлив 100% своего времени?

– Я таких примеров не знаю, наверное, нет. Острые ощущения счастья помнишь всегда. Их не так много, как хотелось бы, ведь всегда есть о чем волноваться. Еще от характера зависит: есть же пофигисты по жизни, которые счастливы гораздо чаще. Я же человек рефлексирующий, меня внешний мир дергает постоянно. Но я бываю счастлив. Вот в том числе и на сцене.

– Вам в апреле исполнилось 40. Продолжите, пожалуйста: «Для мужчины 40 лет – это…»

– Не возраст!

– А во сколько заканчивается молодость?

– Закончится – буду знать, пока не знаю. Это внутреннее ощущение, прежде всего.

– У женщины в 40 и мужчины в 40 одинаковые шансы создать семью, начать карьеру с нуля?

– Мне кажется, зависит от того, как человек сам к этому относится: если уверен, что он молод, полон сил, успешен и востребован, если он себя в этом сможет убедить, то он убедит и окружающих. От этой печки нужно плясать, и это независимо от пола.

– Касаясь творчества, вы перфекционист?

– О да. Я могу вынести мозг себе, окружающим, пока не добьюсь нужного результата. Есть такой грешок.

– Не бывает, что слушаете свои песни пятилетней-десятилетней давности и прямо скулы сводит: мол, сегодня бы сделал по-другому?

– Только так и бывает. Я поэтому очень не люблю музыку свою слушать: «Блин, а сейчас бы я лучше сделал, а-а-а-ай…»

– Может, и в этом альбоме уже есть то, чем не довольны?

– Конечно!

– Вопрос как к вокалисту: насколько голос связан с настроением? Бывало такое, что технически здоровы, а не идет звук, плотина стоит?

– Это от чего угодно может зависеть: от температуры окружающей среды, от того, что съел утром, например (хотя вот перед концертом лучше не есть, будет клонить в сон), от состояния душевного – от всего. У меня есть привычка: каждый концерт я работаю как последний. Все артисты, что бы они вам ни говорили, очень тщеславные люди. Где бы мы ни играли: в Речице или в Киеве, – нам важно, чтобы нас запомнили хорошо. И мы для этого всё делаем, стараемся.

– Что для вас концерт? Буквально в двух-трех словах.

– Способ восполнить внутреннюю энергию: мы её даем и ждём, когда пойдет обратно, так начинается круговорот. Для меня это – жизнь.

У нас есть и акустическая программа, очень камерная, спокойная, где никто не скачет, но энергообмен идет, это видно по реакции людей, но сложно описать словами. Это внутреннее ощущение, метафизическое почти.

– Кто для вас зритель?

– Демонстрация того, что то, что мы делаем, кому-то нужно. А это важнее всего для артиста. Не придумывают авторы музыку в стол. Если у тебя была потребность что-то облечь в определенную форму, важно, чтобы это кто-то увидел и оценил. Ты получаешь фидбэк (англ. feed-back – обратная связь. – Прим. автора), это всё тот энергообмен, о котором я говорил.

– Как вы относитесь к изменениям в музыкальной отрасли: например, к тому, что сейчас в сети можно скачать любую музыку бесплатно?

– Последний альбом мы сами выложили в интернет. Но он есть и на iTunes за деньги: кто хочет, покупает, кто хочет, скачивает бесплатно, – мир сейчас именно так устроен. Отношусь к этому как к дождю: ты не можешь его отменить, поэтому возьми зонтик и иди дальше.

Перепечатка текста и фотографий Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети