Общество > Персоналии

3450

10 вопросов собеседнику. Речичанин Игорь Колосов о книгах, кино и о том, как рождаются сюжеты

 +

В читальном зале Речицкой центральной районной библиотеки прошла творческая встреча с нашим земляком, писателем и сценаристом Игорем Колосовым. Многочисленные читатели задали автору большое количество вопросов, разговор длился практически два часа, а затем к писателю выстроилась очередь из желающих получить автограф и сделать фото на память. Сегодня мы публикуем наиболее интересные фрагменты этой беседы.

 

Из биографии

Игорь Колосов родился в Речице, учился в средней школе № 2. Окончил сценарно-киноведческий факультет (мастерская Владислава Романова) Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК). В 2010 году прошел сценарный курс в школе «Базелевса» Тимура Бекмамбетова под руководством преподавателей киношколы при Калифорнийском университете Крисанти Балис и Тома Лазаруса.

Игорь Колосов пишет в жанре фантастического, психологического, мистического триллера. За более чем четверть века им написано два с половиной десятка книг, несколько десятков рассказов, более десятка сценариев, четыре пьесы, несколько десятков рекламных роликов. По одному из сценариев снят рекламный ролик продукции компании Soffisof, а также одна из серий программы в жанре докдрамы. Есть у него опыт работы и публикации в средствах массовой информации, написано около 40 статей для сайта «Красивая и успешная». Игорь Колосов является также автором детских рассказов, которые были опубликованы в журнале «Ухтышка».

В основном все книги автора изданы в электронном варианте, их можно найти на сайтах электронных библиотек «Литрес», «Лабиринт», «Альдебаран» и других. Также в разных издательствах были напечатаны шесть книг: «Лилипут» (1999 год), «Организм» (2008 год), «Идущий» (2014 год), «Росомаха» (2015 год), а также «Выжившие хотят спать» и «Иди по знакам» (2023 год). Четыре из них есть в Речицкой центральной районной библиотеке.

На основе сюжета романа «Выжившие хотят спать» российской кинокомпанией LOOK FILM (режиссер Андрей Прошкин) в 2021 году был снят сериал «Выжившие» в жанре постапокалиптического психологического триллера.

В прошлом году по одному из сценариев Игоря Колосова в Швейцарии снят короткометражный фильм «Прыжок» на французском языке.

У автора очень много задумок новых сюжетов.

1. Игорь Анатольевич, с чего началось Ваше литературное творчество?

– Что-то писать я стал пробовать ещё в 13-14 лет. А постоянно пишу с момента, как мне исполнился 21 год. Над первой книгой работал примерно год, закончена она была в 1996-м. Конечно, у всех творческих людей по-разному получается пробиваться. Мой путь – трудный, в нём очень много ступенек. Я уверен: в нынешние времена есть большое количество людей, которые создали действительно хорошие вещи, но вы их не знаете. И это касается не только книг, а и музыки, живописи. Ведь чем более высокий уровень жизни в обществе, тем больше грамотных людей, а значит больше пишется, создаётся, и тем меньше можно сфокусироваться на ком-то, чтобы его выделить. Всё меняется. Было время, когда невыгодным считался тираж меньше 15 тысяч, потом – пять тысяч. А теперь две тысячи считается хорошим тиражом для книги.

2. Если взять первые Ваши произведения и нынешние, чему научились за прошедшие годы?

– В моей первой книге «Лилипут» 600 страниц. Конечно, объем можно было сделать гораздо меньше. Вторую книгу «Организм» сократили за меня в издательстве и явно перестарались. Они так всё ужали, что в некоторых моментах даже терялись связи в повествовании.

Сейчас я пишу быстрее, качественнее. Очень много дала учеба во ВГИКе и особенно у голливудских сценаристов. Ещё хорошая школа – то, что я давно пытаюсь пробиться в кинематограф. Полтора года назад со мной подписали контракт, проект называется «Восьмой день недели». Продюсер сказал, что это даже звучит, как слоган. Однако там уже третий редактор, и приходится делать столько переделок! Не знаю, когда эта эпопея закончится. Конечно, хотелось бы, чтобы была у меня нормальная фильмография, а не снятое по мотивам.

В общем, какой бы автор ни был, все равно со временем уровень меняется и по сравнению с первыми пробами будет лучше.

Последние мои книги написаны, на мой взгляд, в нормальном объеме, это количество слов можно оставить.

3. Откуда приходят сюжеты?

– По-разному. Можешь просто идти или смотреть фильм, читать книгу. Бывает даже, какое-то слово понравится или словосочетание. У меня один рассказ называется «Снежная буря из лепестков яблонь». Я эту фразу увидел в какой-то книге и запомнил. Ещё хороший пример – мой первый официально напечатанный в журналах «Порог», а затем «Техника – молодёжи» рассказ «Сидящий у двери». Когда я служил в армии, офицеры взяли с собой помочь занести мебель в квартиру. Они пошли что-то узнавать, а я остался с креслом на первом этаже. Сижу, напротив дверь, думаю: а если бы хозяин подошёл сейчас и посмотрел в глазок, как бы отреагировал? Я сижу на площадке в кресле, не двигаюсь. И так появился сюжет: в наш мир проникают существа, сидящие у двери, которым нужны на выбор либо ваши глаза, либо чувства. Если этого не сделать, пространство вокруг начинает сжиматься и исчезать. По сути к каждому из нас приходит такой сидящий у двери, некий прообраз дьявола, и мы должны делать выбор.

4. Какова цель Вашего творчества?

– Похожий вопрос: «Для чего Вы живёте?». Как бы ни ответил, все равно будет не вполне правильно. Возможно, какие-то мои сюжеты смогут повлиять на кого-то из читателей, на решение тех или иных проблем и вопросов, что они задают в жизни, помочь им сделать выводы. Даже просто приятно провести время.

Чем хороша книга? Меня уже не будет, а кто-то её прочитает, совершит такое путешествие во времени. За большинство написанных вещей мне не стыдно. Но я не писатель, я – первый читатель. А информация не создаётся, она откуда-то приходит к нам, если хотите, от нашего общего подсознания или от Создателя. В книгах герои оживают, а я просто слежу за их дорогой и записываю. Мы не знаем, почему мир создан именно так и всё в нём происходит таким образом. Мы можем искать свои трактовки и объяснения, но никто не скажет, так ли это, наверняка. А в книге есть возможность предложить свой вариант, который будет правильным именно для описанной реальности.

Не всегда и не во всех произведениях может быть некая философская мысль, но бывают и удивительные случаи. У меня есть несколько вещей, которые, можно сказать, служат своеобразным подтверждением чуда. Вот так пишешь, сюжеты приходят откуда-то, а потом нечто такое же происходит где-то в реальности. Тут и задумаешься – совпадение ли? Но людей в мире много, событий тоже и, возможно, где-то что-то пересекается.

Так что, если это даже просто история, а люди всегда рассказывают истории, – это же интересно.

 

5. Чтобы писать, Вам необходимо вдохновение?

– К счастью, я избавлен от этого. Вдохновился – да, а потом желательно ежедневно садиться и что-то делать. Иначе на вдохновении не выедешь. Книга в 500 страниц – это долгая каждодневная работа. А вдохновение больше в поэзии, в более коротких жанрах. Рассказ, например, взял и написал за ночь.

Когда мне было 20 с небольшим, я, бывало, мог долго сидеть над книгой и сосредотачиваться, потому что какие-то проблемы мешали. Кстати, во второй своей книге я на одном моменте застрял и подумал, что надо, наверное, бросать. Но это было всего однажды.

Могу называть творческим кризисом, когда в какой-то кинокомпании просят в очередной раз что-то переделать. Как говорил Роберт Хайнлайн, все переделки основаны на том, что мы думаем, что завтра мы будем умнее, чем сегодня. А на самом деле это не так. Если бы постоянные переделки каждый раз улучшали произведение, то книги писались бы по 500 лет. Можно переделать пять, семь, 20 раз, но не 190 или 2030. Сюжет – это нечто живое, и, если его кромсать, толку не будет. Все из нас абсолютно уникальные, один человек считает так, а я – по-другому.

6. Сколько в среднем занимает процесс написания книги?

– По-разному. Если бы никто не мешал, к примеру, от двух до пяти месяцев. Смотря какой объем. Какие-то дольше писал, отвлекался. «Иди по знакам» была готова уже наполовину, когда в 2013 году со мной подписало контракт на семь книг одно питерское издательство. Потом начались экономические кризисы. В итоге они издали только книги «Росомаха» и «Идущий», а потом отдали мне права. «Иди по знакам» я считаю сильнее первой книги «Выжившие хотят спать». Когда вышел сериал «Выжившие» и она стала продаваться, со мной связались и спросили, есть ли продолжение. Так я дописал «Иди по знакам» только в 2021 году.

К слову, на момент задумки сериала первая книга была издана в электронном варианте, но в кинокомпании этого никто не знал. Там рассматривали лишь посланный ранее синопис, то есть краткое содержание, сама книга была ни при чём. И сценаристами была взята только одна главная деталь: человек не может спать один, ведь, чтобы проснуться, нужно, чтобы его кто-то разбудил, иначе сон переходит в смерть. На этом основан сериал, а герои, имена, действия там совершенно другие. Проблема со сном у меня больше философская, а в сериале – это эпидемия. Тогда началась пандемия ковида, и акцент сместили в эту сторону. В титрах сериала написано, что он снят по мотивам моей книги. Это не совсем экранизация.

7. Какие Ваши самые любимые авторы и книги? Кто оказал на Вас наибольшее влияние?

– Я стараюсь читать как можно больше, где-то от 30 до 50 разных книг в год. И классики, и современной литературы.

Что касается влияния, было немало таких произведений. Например, «Пасынки Вселенной» Роберта Хайнлайна. Этот роман с большим интересом я прочёл ещё подростком.

Есть целый ряд авторов, которых я назвал бы крепкими ребятами и которым завидую белой завистью. Очень вкусно пишет испанец Артуро Перес-Реверте, люблю его книгу «Фламандская доска», и у него много хороших вещей. В соавторстве работают Дуглас Престон и Линкольн Чайлд, выделю их книгу «Ледовый барьер» («Граница льдов»). Хорош норвежец Ю Несбё. Очень своеобразен, с прекрасным стилем Нобелевский лауреат перуанец Марио Льоса. Даже спустя четверть века, перечитывая Ремарка, признаю, что он великолепен как по способу изложения, так и по воздействию описанными событиями. Прекрасный стилист и рассказчик японец Харуки Мураками. Очень интересный исторический триллер «Перст указующий» Йена Пирса. Алексей Новиков-Прибой создал историческую эпопею «Цусима» про морское сражение японцев и русских в 1905 году. Там всё просто великолепно описано! Невероятный умница Роберт Харрис. Я считаю, что автор тем лучше, чем больше он берет разных тем. Им написаны роман «Помпеи» об извержении Везувия, книги о нацистской Германии и Древнем Риме, средневековье.

В социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook у меня есть странички, если пролистать вниз, можно увидеть список книг, которые я назвал «великими и необычными».

К счастью, очень сильных книг и авторов много, они по-прежнему появляются, а некоторые ещё классикам дадут фору.

8. Есть ли книги или сюжеты, которые оставили неприятный осадок?

– Да. Это как в кино. Когда много показывается или описывается неких физиологических действий, которые не влияют на сюжет, я считаю это лишним. К примеру, близкие отношения мужчины и женщины – это интимная сфера, и если это не воздействует на сюжет, то для чего демонстрировать и обнажать что-то слишком личное? Или какие-то неприятные вещи. Зачем их показывать в подробностях и подолгу? По сюжету мы поняли, что произошло что-то негативное, зачем это смаковать?

И в книгах, и в фильмах лучше, когда убийство или нечто подобное остаётся за кадром. Это более эстетично.

9. Если бы по Вашим книгам снимали кино, ушли бы полностью в написание сценариев или продолжали бы заниматься литературой?

– По возможности параллельно делал бы и то, и другое. Но книга всё равно глубже, она более значительная, чем сценарий. Однако есть и книги так себе, и сценарии замечательные. Это разное искусство. В кино – визуальное, а события книги ты видишь в своем воображении. Когда пишешь, что некто был в зеленой куртке, то каждый из нас представляет свой зеленый цвет. А на экране режиссер показал конкретный зеленый и все. И так во всем остальном.

10. Что Вы сейчас пишете?

– Это продолжение книг «Выжившие хотят спать» и «Иди по знакам». Третья часть называется «Время уходящей воды». Изначально всё задумывалось, как дилогия, но чуть позже продолжение возникло само собой. Сейчас скажу только, что эта книга будет сложнее и объемнее, чем первые две. Возможно, «Эксмо» издаст и ее.

Заметьте, у всех этих книг название состоит из трёх слов, а у глав – из одного. Не то, чтобы я специально это делал, но так получилось.

А вообще, начатого у меня много и задумок на будущее тоже.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity