Общество > Персоналии

3542

Отличница Военной академии речичанка Дарья Сытько: «Я точно на своем месте»

 +

Выпускница центра специальной подготовки «Скиф» Дарья Сытько, о которой мы писали в конце 2023 года, исполнила свою мечту и поступила в Военную академию Республики Беларусь. Дарья обучается на факультете противовоздушной обороны по специальности «эксплуатация радиотехнических систем. Инженер, специалист по управлению». О том, какие трудности девушке пришлось преодолеть при поступлении, как проходит обучение, какой распорядок у курсантов и о чём секретничают девочки перед отбоем, Дарья рассказала в интервью газете «Дняпровец».

 

– Дарья, поделитесь, пожалуйста, как преодолели вступительные испытания и исполнили свою мечту, которую озвучили в нашей с вами прошлой беседе. Насколько я знаю, конкурс в Военную академию для девушек очень высок?

– В начале прошлого года я начала проходить медкомиссию: перечень нужных для этого документов получила в военкомате. Был этап в Речице, затем в Гомеле с профтестами, на которых определяли склад ума. Согласно моим результатам, я могла выбрать как гуманитарную специальность, так и техническую. Нас всех предупредили: если желанный профиль для поступления не будет совпадать, придется поступать на ту специальность, которая подходит. Поэтому я была рада, что выбор всё-таки остается за мной.

Затем мы с родителями собрали дополнительные документы: грамоты, характеристики, в том числе и от Владимира Васильевича Габрова – руководителя «Скифа». В последних числах мая меня ждали школьные экзамены по математике и русскому языку, а на централизованном тестировании в июне – физика.

Мама Дарьи – Оксана – сотрудник РОВД, папа Александр – подполковник запаса, несколько лет назад ушел на пенсию по выслуге лет с должности начальника Лоевского районного отдела Следственного комитета. Младший брат Артём, видя пример сестры, тоже занимается в «Скифе».

«Поддержка штанов» и поступление на волоске

– С родителями мы приехали в академию во второй день подачи документов, людей было море: как девочек, так и мальчиков. Это, конечно, напугало, так как на общих основаниях – мой случай – набирали мало. Остальные места были для суворовцев, кадетов. Да, у меня было достаточно баллов – 332, но понервничать пришлось. Конкурс был 18,5 человека на место при поступлении на общих основаниях. Поэтому каждый день следили на сайте академии за изменениями в списках и проходными баллами.

 

Отправилась я туда и 19 июля – в последний день подачи – «для поддержки штанов». Это мамино выражение, значит то, что всегда лучше перестраховаться и быть уверенным. Потому что мало ли что, должна быть возможность переиграть и подать документы на другой факультет. И именно «поддержка штанов» меня по итогу спасла!

Изначально мы подавали документы на факультет связи и автоматизированных систем управления, но туда набирали лишь пять девочек и только одну на общих основаниях. Все полторы недели, пока шёл приём документов, я была единственной в списке из тех, кто хотел поступать на общих основаниях. Поэтому была уверена и как-то перестала волноваться. Тем не менее, 19 июля всё-таки поехала в Минск, и в маршрутке меня застал звонок: мое место занято, так как сегодня подала документы девочка с количеством баллов 333, а у меня 332 – разница в один балл, но он оказался решающим. Я, понятное дело, в шоке. Если бы не воспользовалась маминым правилом перестраховки, поступление оказалось бы под угрозой: при всем желании я бы не успела, а так уже почти подъехала. Причем я-то ехала с намерением погулять по Минску в полном расслаблении, а тут паника: нужно на ходу решать, какой факультет выбрать, переписать заявление, перенести документы. В общем, я со всем справилась и осталась ждать завершения приёма. Нас, тех, кто подал, попросили выйти и подождать в сквере рядом, остались только те, кто еще не успел. И вот буквально за час до окончания подачи я вижу, как в здание буквально забегают две девочки. На какой факультет они хотят поступать и какие у них баллы, конечно, неизвестно. Меня снова накрывает паника, не знаю, что делать. Я понимаю, что если там у кого-то баллы больше моих и они захотят на мой факультет, я могу вылететь.

В полном неведении провожу вечер и ночь в поезде. Возвращаюсь в Речицу. Утром с мамой мы ждем итоговую таблицу, которая должна была появиться в 12.00. Выложили её только в 14.00. Всё это время мы непрерывно обновляли сайт и на телефонах, и на ноутбуке. В 14.00 в момент икс мы видим, что ничего не изменилось, я прохожу. Я – в слезы, мама – в слезы, плачем от радости. Даже не стали ждать списков, так как всё было и так понятно. Всем отзвонились, включая, конечно, Владимира Васильевича.

Курс молодого бойца, и какой должен быть маникюр у девочек-курсанток

– С 1 августа у нас начался курс молодого бойца, который длился месяц. Сразу заселились в общежитие: на факультете 15 девочек, нам выделили три комнаты по пять человек. Собственно, мы и сейчас так живем. Выдали форму: боевую, ДДС – для других средств, рабочую, грубо говоря, спортивные костюмы, шлепки, берцы. Начинали с общевоинского устава и строевой подготовки, чтобы войти в ритм. После – огневая подготовка, тактическая, выходы в лес и на полигоны. Копали окопы, пройдя перед этим теоретические уроки. За окоп я получила девятку, кстати. У меня была цель уже на КМБ показать себя с лучшей стороны, зарекомендовать. После «Скифа», скажу честно, я себя чувствовала очень уверенно. Хотя девочки у нас тоже все мотивированы: конкурс высокий, он собрал всех самых целеустремлённых. У парней в учебе рвения поменьше, так как нет такой конкуренции. Мы как-то посчитали, что всего на всех курсах только около 150 девочек.

– Вы дружите между собой при такой-то конкуренции?

– Конечно! В нашем взводе пять девочек, и мы попросили, чтобы нас поселили в одной комнате. Теперь мы и на парах вместе, и в общежитии вместе.

– Когда была присяга и началась непосредственно учеба в академии?

– Присягу приняли 6 сентября. К ней серьезно готовились, нужно было пройти строевым шагом всем вместе. Перед этим ждало испытание, на котором мы должны были показать всё, чему научились за месяц КМБ. Там была и обкатка танком, и преодоление колючей проволоки ползком с автоматом Калашникова – много чего. Было приятно, что и тогда, и сейчас во время обу-чения у меня часто спрашивали и спрашивают, откуда я столько всего знаю и умею. Я всегда рассказываю про речицкий «Скиф» и про ту серьезную специальную подготовку, которую там проходят парни и девчонки.

– Дарья, расскажите, пожалуйста, какой у вас в академии распорядок дня?

– В 06.00 подъем, в 06.02 уже построение, на котором мы должны быть одеты по форме. В комнате остаются дежурные, которые убираются. Каждый день мы делаем влажную уборку и протираем пыль. Это обосновано, потому что, мне кажется, если дома год не убираться, будет меньше пыли и песка, чем в комнате у курсантов за сутки. Мы же постоянно в берцах: пришли, ушли, много натаптывается.

Зарядка с 06.15 где-то до 06.45–06.50. Начинается с разминки на плацу, затем пробежка: старшие курсы бегут три круга, мы как первокурсники – четыре. Один круг чуть больше километра. Перед завтраком у нас есть время заправить кровать, умыться, собраться. Снова построение, завтрак в 07.40. В 08.00–08.10 утренний осмотр, на котором у мальчиков проверяют, побриты они или нет, кантик, гигиену рук. Могут проверить конспекты. У девочек также проверяют гигиену рук.

– А маникюр вам можно?

– Можно, но лак должен быть неброским: молочный или белая база, а ногти – короткими. Чтобы было удобно и не мешало управляться с оружием. Есть девочки, которые делают себе сами, но можно сходить к мастеру во время увольнения.

– Наращённые ресницы или перманент бровей тоже разрешаются?

– Да, это тоже можно и даже удобно, чтобы не думать, как выглядишь, и не тратить время на макияж. Главное, чтобы не было вульгарно.

– Чем кормят курсантов во время завтрака?

– Что интересно, завтрак и обед, по сути, ничем не отличаются. На завтрак каша, котлета, чай-сок, хлеб, кусок сала и булка с маслом. Дома я не привыкла завтракать, но в академии, конечно, всё съедаю, так как большая физическая и умственная нагрузка да и большие перерывы между приёмами пищи.

После завтрака у нас занятия: четыре пары по часу и двадцать минут. Между ними перерыв 15 минут. Затем построение, и мы все строем выдвигаемся на обед, он где-то в 14.50. Что дают? Обычно это салат, первое, котлета или мясо с кашей. На десерт сладкая булочка с компотом.

После обеда ещё один развод и самостоятельная подготовка: три пары по 45 минут, когда мы читаем конспекты, что-то пишем, учим. Можем объяснить что-то друг другу. Ужин около 19.00. На ужин часто рыба какая-то и картошка или макароны, тоже булка с маслом, чай, сыр. Кормят очень сытно, мне кажется, что я даже уже успела поправиться, несмотря на все нагрузки. Дома я так много не ела!

Кстати, на все приёмы пищи мы обязательно идем с песней: одна на белорусском языке, вторая на русском. Если песня не задалась или строевой шаг недостаточно энергичный, офицеры могут нас развернуть: «Попробуйте, пожалуйста, ещё раз, товарищи курсанты». Я бы ввела в академии такой предмет, как музыка, особенно для мальчиков, девочки-то почти все и со слухом, и с голосом.

Итак, после ужина у нас личное время где-то час. В это время мы можем проверить телефоны, поучиться или побегать, чтобы улучшить форму.

– Чувствуете нехватку телефона всё остальное время?

– Родителям я обычно звоню по кнопочному, которым можно пользоваться, поэтому все новости от них уже знаю. Так что включаю телефон в этот час и кладу на тумбочку, так как выбираю живое общение, ведь в строю, на парах, столовой особо не поговоришь.

После свободного времени мы смотрим новости по телевизору. Затем вечерняя поверка, время для душа, подготовки ко сну и в десять часов отбой. Раньше мне казалось, что восемь часов сна – это очень много, но мы очень устаем, и лечь вовремя не всегда получается: надо что-то подучить, подготовить на завтра. Да и просто поболтать с девочками.

– О чем болтают перед отбоем девочки из Военной академии?

– Обсуждаем события дня, ну и, конечно, мальчиков: своих, чужих. У нас там нередки романтические истории. Например, одна девочка с нашего курса при поступлении хотела забрать документы, но курсант, у которого был тогда наряд, отговорил её, и она всё-таки поступила, так как освободилось место. Теперь они встречаются.

– Это разрешается?

– Главное, чтоб всё было прилично и не мешало учебе. Свадьбы в академии не редкость: на втором курсе парень и девушка этим летом поженились, им выделили отдельную комнату в общежитии. Есть ещё одна девочка, которая поступила в академию со своим мальчиком: они вместе занимались в военно-патриотическом клубе.

– А ваше сердце занято или пока свободно?

– Пока свободно.

Сессия на отлично и первые выводы об учебе

– Дарья, как сдали сессию?

– Я закрыла сессию на отлично. Если кто не успевал сдать или не дотянул по физическим нормативам, тот оставался пересдавать. Я же смогла приехать домой в зимний каникулярный отпуск на 14 суток.

– Сколько всего было экзаменов и зачетов?

– Было шесть зачетов – два из них дифференцированные – и три экзамена. Два из них у меня были автоматом за лабораторные работы, контрольные, конспекты, ответы на занятии, а третий – физика – хоть тоже предложили автоматом восемь, я всё-таки решила тянуть билет и отвечать, получила девять. В итоге сейчас я отличник не только факультета, но и академии.

– Когда у вас будут следующие каникулы?

– Нас ждет тридцать дней летом, в июле вроде.

– Что изменилось в вас за эти полгода?

– Главное для меня то, что я привыкла к распорядку дня: хоть я и была дисциплинированной, сложности все-таки прочувствовала. Что ещё? Стала более ответственной, что ли. Наверное, ещё научилась больше поддерживать тех, кто рядом: мы в академии с сокурсниками уже почти как семья и всегда помогаем друг другу. Я максимально счастлива, что поступила, уверена, что я точно на своем месте и в своей среде.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity