Общество > Персоналии

2767

Речица и речичане. Галина Швецова – обувных дел мастер

 +

Вы знаете, кто такой сандляр? На иврите так называют сапожников. В начале прошлого века в Речице этим ремеслом занимались преимущественно мужчины-евреи. В наши дни им на смену пришли не менее мастеровитые и предприимчивые… женщины. «На хлеб с маслом зарабатывать приходится физическим трудом. Одно дело гвоздик забить, совсем другое – сверлить, паять – работа не для неженок. Но со временем ко всему привыкаешь», – говорит обувных дел мастер Галина Швецова. Эту улыбчивую женщину с яркой причёской знают многие речичане, проживающие в центре. Хорошо о ней отзываются. По профессии Галина – закройщик-портной, окончила Гомельское училище легкой промышленности. А сменить портняжные ножницы на молотки в 2008 году заставила жизнь. Училась, можно сказать, на ходу. Так и закрепилась в профессии. Она работает пять дней в неделю, воспитывает троих сыновей пяти, семи и 12 лет, содержит дом и приусадебный участок, любит готовить. Словом, является той женщиной, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт, и, если надо, обувь сошьет. Сегодня Галина Швецова – наш собеседник.

 

Не лыком шиты

– Обувные мастерские в городе можно по пальцам пересчитать. Профессия себя изживает?

– Да, каждый год работы становится всё меньше. Появились магазины с дешевой обувью: выгоднее купить новую пару, а не ремонтировать старую. Можно сказать, что настал век одноразовой обуви: относил сезон и выкинул. Но есть особые клиенты. К примеру, недавно меняла одной заказчице полностью верх сапог к старым, но очень для неё удобным подошвам на достаточно высоком каблуке.

– Сшить нестандартную обувь, как для Старика Хоттабыча, вам по силам?

– Босоножки, шлепанцы – пожалуйста. А вот туфли мужские, более сложную обувь, где необходимо специальное оборудование, – нет. Да и не задавалась я такой целью. Это дорого для людей.

Два года назад было много заказов по поводу туфлей, сапог с длинными носами. Люди просили их укоротить, сделать квадратными или овальными. Была девушка, которая хотела в туфлях открыть большой палец. Делала без проблем.

Разнообразия хватает: помимо прочего, ремонтирую сумки, рюкзаки, чемоданы, приносят рыбацкие стулья, батуты, надувные матрацы, кресла-качалки.

– Людям с проблемными ногами, когда выступает косточка у большого пальца или большая полнота – ничего не застёгивается, как-то помочь можете?

– Конечно. В верхнюю часть сапог можно резиночку вшить, клинышек вставить – вариантов много. Можно немного растянуть обувь – до половины сантиметра, но только если она новая и кожаная, натуральная; подошву нескользкой сделать.

– Дешевле и проще самому, к примеру, подклеить обувь: купил супер-клей, и вопрос решен…

– Только не супер-клей. Я пользуюсь специальными импортными клеями: полиуретановым и резиновым, они мягкие, не портят кожу. В целом стараюсь закупать качественные материалы.

 

– Бывает, что обувь забывают забрать после ремонта?

– Да, буквально на днях пришли за мужскими синими замшевыми туфлями, которые пролежали полтора года. Удивительно, но клиент даже помнил, сколько должен за ремонт. Хотя по закону в таких случаях обувь в мастерской хранится только три месяца. Здесь, как понимаете, не камера хранения.

– Каким оборудованием пользуетесь?

– Есть плитка, фен, станок точильный, дырокол, швейная машинка, паяльник, много разных молотков, ножниц, отверток, ножей – их сама делаю.

Обувь печали

– Какие слабые места у современной обуви?

– В первую очередь – подошва. В моду вошли так называемые тракторные, высокие подошвы. Внутри они полые, пустые, под давлением веса человека, воздействием внешних факторов легко ломаются, крошатся. Ремонту такие подошвы не подлежат, только замене. Частенько «летят» замки, кожзам начинает лупиться: человек намочил обувь, протер и всё – пиши пропало.

– Как определить качественную обувь?

– Если не разбираетесь в коже, то на глаз это сделать очень сложно. Много современных материалов – та же прессованная кожа. Она, бывает, просто расползается на кусочки. И неважно, где куплена: на рынке или в дорогом магазине. Внешний вид очень обманчив.

В целом, отправляться в обувной магазин желательно во второй половине дня, так как к вечеру ноги немного отекают. Если имеются болезненные участки, те же косточки у большого пальца, обувь лучше купить на полразмера или на размер больше.

Несколько советов

– Что посоветуете, чтобы обувь носилась дольше?

– Правильно сушить её – ни в коем случае на батарее, доставать и отдельно высушивать стельки. Нельзя после мороза сразу ставить в тёплое место: от перепада температур кожа и подошва портятся, трескаются.

К примеру, я использую полиуретановый клей. Перед работой он нагревается. Что будет, если обувь поставить на горячую батарею и нагреть? То, что было приклеено, отклеится.

Приходя с улицы, хорошенько набейте обувь газетами и дождитесь, пока она просохнет естественным путём.

Густые по текстуре кремы забивают кожу, делают менее эластичной. Лучше предпочтение отдать жидким: они дают хороший цвет, блеск, пыль не так на обувь садится.

Ну, ты как сапожник…

– Никогда не жалели, что занялись ремонтом обуви?

– Нет. Я работала швеёй в Мозыре на «Надексе», в «Речицком текстиле». Ничего плохого не скажу, но самостоятельность всё же лучше. Во всяком случае, для меня. Хотя и времени свободного практически нет. Я с 2008 года ни разу в отпуске не была, в декретных отпусках ремонтировала дома. В этом году впервые за долгое время устроила себе на праздники пять выходных. Ходили с детьми на выставку, в музей.

Многие не хотят возиться, выполнять какие-то работы, требующие времени, терпения. Мол, чего возиться за условных пять рублей. У меня подход иной: неважно, пять рублей или два, главное, чтобы человек к тебе возвратился. По-другому не удержишься на плаву.

– «Ругается, как сапожник» – вас подобная фраза не обижает?

– Нет. И сама могу изредка крепкое словцо употребить. Тогда объясняю окружающим: «А что вы хотели? Я же сапожник».

– Что раздражает в работе?

– Когда стараешься, идёшь навстречу – делаешь скидки, а клиенты этого не ценят или просто не хотят платить. И такое бывает.

– Часто ли в ремонт сдают грязную обувь?

– К сожалению, да. Но со временем я к этому стала относиться проще.

– У вас очень необычная, яркая прическа. Почему такой выбор?

– Афролоконы – это, прежде всего, очень удобно – всегда с причёской, мой своеобразный бренд.

– Спасибо за беседу.

Как в СССР придумали женские сапоги на молнии и удивили Париж

Хочется рассказать о талантливой художнице Вере Ипполитовне Араловой, которая долгое время руководила Всесоюзным домом моделей на Кузнецком мосту. В 1959 году
в Париже было решено провести Неделю советской моды. Что показать? Коллекции рабочей одежды для строителей коммунистического общества? Скромные блузки и прямые юбки, которые надевали на работу? Аралова решила использовать мех и Павлово-Посадские платки. Но вот что с обувью? Не надевать же лодочки с собольей шубой.

Аралова решила: манекенщицы должны быть обуты в сапоги. Такого мир высокой моды еще не видел. Были сделаны эскизы изящных сапожек с одной особенностью – у них была молния. Иначе девушки просто не успели бы переодеться во время шоу.

Как и следовало ожидать, рабочая одежда не произвела на французов впечатления. Зато меховые изделия и оригинальные сапожки просто привели в восторг. Художницу атаковали французские фабриканты, многие хотели заключить контракты на производство. Увы, руководство делегации отнеслось к предложениям достаточно легкомысленно, считая, что сапожки – это какая-то ерунда, не стоящая внимания.

Восторги утихли, делегация вернулась в СССР. Однако не прошло и полгода, как в европейских магазинах стала появляться новинка, а именно демисезонные сапоги на молнии. Причем выпустили их одновременно разные обувные фабрики. Конечно, об изобретателе, то есть о Вере Араловой, даже и не вспоминали. Так советский модельер подарил миру идею, принесшую обувному бизнесу миллиарды. В СССР сапоги на молнии стали массово выпускаться нескоро – через пятнадцать лет после недели моды. И лекала были австрийскими.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity