Речица и речичане. Юлия Тажеева: «Театр – моя жизнь!»
Источник: Dneprovec.by Фото: из архива Юлии Тажеевой
Азарт, юмор, блеск в глазах, талант и огромное желание быть причастной к театральному искусству. Всё это о нашей землячке, речичанке Юлии Тажеевой, сыгравшей во множестве спектаклей народного театра «ИМПРО!» городского Дворца культуры.

Её яркий талант и самобытность были отмечены дипломом главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи на областном конкурсе народных любительских театров «Театросфера» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Лукерьи в постановке «Медведь» в 2023 году.
В канун Всемирного дня театра мы побеседовали с ней о сценическом перевоплощении, умении понимать режиссёра и радости жить.
– Юлия, откуда эта невероятная любовь к театру?
– Увлечение театром началось с самого детства. Папа был радиолюбителем и записывал на аудио нас с братом, когда мы были совсем маленькие. Помню, как пела песни. В детском саду участвовала в разных маленьких постановочках, утренниках. В средней школе № 6 с 5-го по 9-й классы у нас был экспериментальный театральный класс. Мы очень любили эти занятия – танцы, театральные игры. С 14 лет я ходила в детский театр в центре детского творчества, где нам преподавала Татьяна Драгун.
Папа Пётр Григорьевич Финогентов был электриком, мама Наталья Ивановна – воспитателем в школе-интернате для детей с нарушением слуха. Младший брат Дмитрий – программист. Никто не имеет отношения к творчеству и театру. Всех удивляло, откуда у меня такая склонность. Мне рассказывали, что мой дедушка, когда был маленький, снимался в эпизодах в «Неуловимых мстителях». Точно я этого не знаю. Но, может быть, в этом дело.
– Из всего этого логично вытекает получение актёрского образования.
– Я хотела поступать в театральный вуз, но меня отговорили. Хотела быть электриком, но куда потом на работу возьмут девочку-электрика? В итоге поступила в Гомельский лицей лёгкой промышленности, у меня две специализации: швея-портной и социальный работник. Заочно училась в университете им. Максима Танка в Минске как специалист по социальной работе. Имею и корочки продавца. Как-то раз даже устроилась на работу на пилораму. Там мы складывали дрова в сетки, потом работали на укладке доски, бруса. И даже один раз я постояла на пиле, нужно было распиливать четырёхметровые доски!
Но, честно признаюсь, театр по сей день – главное в моей жизни.

– А почему хотели стать электриком? Согласитесь, необычный выбор для девушки.
– Всегда говорю – я люблю паять и театр! (Улыбается.) Когда была маленькой, папа сделал в подвале что-то типа мастерской. И я с юных лет там разбирала игрушки. Раньше ведь всё было разборное: проводочки, шурупчики. Потом потихонечку стала паять. Сначала разбирала платы, потом собирала небольшие схемы. Поэтому, если у меня дома что-то сломается, то могу починить. Телефонами и планшетами я не занимаюсь, но утюг или чайник могу разобрать и привести в порядок.
Спектакли и роли
«Сумасшедший вирус, или Принц-актёр» – Матильда, «Шишли-Мышли» – Хвостатая, «Не лги мне, Кэтти» – Бэт, «Волшебная лампа Аладдина» – мать Аладдина, «Медведь» – Лукерья, «Спящая красавица» – старушка и няня, «Всё, что тебя задевает» – школьница, «Мелодии памяти» – выпускница, «Госпожа Метелица» – Снежинка, «Сценические игры» – режиссёр Гертруда, «Оркестр» – Эрмелина. Колядки и Масленица – разные персонажи.
– Как дальше складывались отношения с театром?
– Когда получала образование, тоже участвовала в различных сценках, пела, танцевала. В университете меня очень хотели в команду КВН, но я говорила, что заочница, и отказывалась. А с моей внешностью – ростом и телосложением – можно было бы придумать много комичного.
В 22 года я вышла замуж за Антона Тажеева, родила дочку Маргариту. А в 2016 году ушёл из жизни мой отец. Чтобы себя отвлекать от тяжёлых мыслей, я стала искать какие-то дополнительные занятия. И однажды мы с мужем на автобусной остановке увидели объявление, где было написано, что требуются актёры в народный театр. Я даже не знала тогда о его существовании! И в тот же день пошла в ГДК и оставила на вахте свой номер телефона. Было лето. И вот звонок от режиссёра Ирины Майоровой, мол, приходите в сентябре. Пришла и поняла, что это моё! Ирина Станиславовна сразу к себе расположила. И начались тренинги.

– Поначалу бывали сложности в актёрских премудростях? Как справлялись?
– Конечно, были! Во-первых, я тихо говорила. На тренингах мы делали различные голосовые упражнения. Даже просто покричать помогало. Требовалось переступить какой-то свой внутренний барьер. И сейчас у меня уже есть правильная подача.
Когда приходишь играть в театр, понимаешь, что в тебе есть много зажатости. Потому что в повседневной жизни ты себя так не ведёшь. Бывали моменты, когда людям было тяжело принять условия игры. Например, тебе сказали, что ты «мама», и дали «сына», который по возрасту такой же, как ты. Мне было проще, потому что я уже играла, были спектакли, сказки, пусть небольшие, но всё же. Я пришла с каким-то багажом знаний, плюс помогал природный талант. Но надо понимать, что талант – это хорошо, но если нет мастерства, то талант может подвести в самый неподходящий момент. Нужно постоянно работать над собой.
– Начинается читка новой пьесы, достаётся некая роль. Как входите в образ?
– Начинаешь примеряешь её на себя, как чужую одежду. Как тебе в ней? На месте этого человека что бы ты делал и как? Как бы себя вёл, о чем бы думал в тех ситуациях и обстоятельствах, которые тебе предлагаются? Очень помогает костюм, но его ведь надеваешь только в самом конце. А до этого надо пробовать варианты. Режиссер подсказывает, ведёт нас, даёт направление, объясняет.
Мы занимаемся три раза в неделю, это всего восемь часов – совсем немного. Если есть достаточно времени на постановку спектакля, то мы детально разбираем персонажей. Даже придумываем истории, где он родился, как жил, была ли у него семья, что было до того момента, который показывается в постановке. Нужно уметь надеть роль полностью, а потом её снять. Я делаю так: могу закрыть глаза, представить человека, которого я должна играть, вдохнуть-выдохнуть. И даже иногда делаю движение, словно надеваю на себя платье. И всё, включаюсь. Снимаешь так же. И вот опять та же Юля, которая была.

– Случается, что режиссёр ругает на репетициях?
– Тут очень важно понимать, что режиссёр ругается не на тебя как на личность, а на то, как ты играешь своего персонажа. Она поправляет персонажа, а не тебя лично. Надо уметь разграничивать. Режиссёр хочет тебе помочь, чтобы потом, когда выйдешь на сцену, ты сыграл хорошо и показал своё умение. Актёр подчиняется режиссёру, которому со стороны виднее. Моё дело – хорошо сыграть, она же придумывает весь спектакль от начала до конца.
– Какие характеры персонажей ближе?
– Нам очень хорошо подбирают роли – это заслуга режиссёра. Принцессу я бы тоже сыграла, но по-своему, не так, как привыкли видеть. Очень люблю нечисть играть! (Смеётся.) Потому что в этом случае у тебя больше свободы. Когда ты добрый, хороший персонаж, то у тебя есть какие-то рамки. А нечисти творить можно всё. Например, на прошедшей Масленице с удовольствием была Бабой Ягой.
Главные герои всегда на виду. А маленькую роль надо уметь сыграть так, чтобы зрители запомнили. И с маленькими ролями работы столько же, как и с главными. Я готова играть всё, что угодно, и помогать за кулисами.
– Роль Лукерьи в постановке «Медведь» принесла Вам награду...
– Я была немного удивлена, потому что было много хороших актёрских ролей. Считаю, что эта победа не только моя, там работа всех и в особенности режиссёра. Роль эта очень комичная, она этим и выделялась.

У Чехова в пьесе присутствует слуга Лука, а у нас появилась Лукерья, так как в театре катастрофически не хватает мужчин. Эта роль мне очень нравится, я играла с большим интересом!
– Что Вам даёт театр в повседневности, в жизни?
– В театре я полностью перезагружаюсь. Что бы ни было дома, в жизни, ты приходишь в театр, и всё другое забывается. Однажды я играла с люмбалгией, с радикулитом. Уходила за кулисы, согнувшись, а выходила ровненько и весело. С высокой температурой играла. Выходишь на сцену, и откуда берутся силы – ничего не болит! Может быть, потому что у твоего персонажа со здоровьем всё в порядке?
– Супруг относится с пониманием к репетициям?
– Да, с пониманием, и за это ему большое спасибо! У него своё хобби – баскетбол, у меня – своё. Считаю, что у любого человека должно быть какое-то любимое занятие. Нашей дочери 14 лет, она любит петь, а вот в театр не хочет, не в меня характером. Мне кажется, куда меня ни отправь, везде буду чувствовать себя, как в своей тарелке. Очень быстро адаптируюсь к любым условиям. А ещё со мной весело! (Смеётся.)
– Наверное, и поэтому тоже Вам так хорошо в театре?
– Конечно! Туда всё время приходят новые люди, я со всеми дружу. Каждый из ребят по-своему интересный. Театр – это коллективное творчество, там нельзя быть индивидуалистом. И мы все как семья. У нас нет разделения по возрасту. Проще друг друга называть по имени и на «ты», особенно во время спектакля.
– Хотели бы попробовать сняться в кино?
– Это другая сфера. Я больше люблю театр, потому что это здесь и сейчас. В кино можно переснять сколько угодно дублей. А в театре, если сделал что-то не так, уже не переснимешь. И зритель в зале перед тобой! А в кино кому, камере рассказывать? Не то ощущение.

– В свободное время есть ли ещё увлечения, кроме театра?
– Я люблю читать, больше всего Агату Кристи. «Мастера и Маргариту» перечитывала много раз. Пазлы складываю, но с животными это, конечно, проблематично делать. У нас трёхцветная кошечка Лиза и собака Герда – помесь лабрадора с гончей.
Считаю, что очень важно иметь какое-то увлечение в жизни, которому посвящаешь себя от души. Мозг надо периодически переключать. Я такой человек – с детства меняю увлечения кардинально. Не могу долго чем-то одним заниматься. Единственное постоянное – это театр.
А что до домашних дел, если честно, не люблю готовить, мыть посуду. Наверное, мне легче розетку поменять, честное слово. Инструментами работать умею, отпилить что-то, дырки просверлить. Но у меня же есть муж! Так что я готовлю. (Смеётся.)
– Если бы давали определение, что для Вас театр?
– Театр – это моя жизнь! Там я могу быть кем угодно, сегодня одной, завтра другой. Дома ты один и тот же, характер, поведение – все тебя такой знают. А в театре ты можешь быть разным.
Всех, кто чувствует, что его душа лежит к сцене, кому хотелось бы себя реализовать, примерить роли в спектаклях, здесь ждут с распростёртыми объятиями. Единственное, у нас нужна дисциплина. Всему остальному научат!