Здоровье и красота > Советы психолога

4423

Речичане, это надо знать! Чтобы не случилось беды: предотвращение суицидального поведения подростков

 +

Сложная, тяжёлая тема – суицид. А когда она касается детей и подростков, вдвойне непросто. Однако, чтобы вовремя предупредить шаги ребёнка в эту страшную сторону, нужно знать сигналы и схемы его поведения, ведущие к срыву. Сегодня мы поговорим об этом с психологом центра, дружественного подросткам, «Гармония» Марией Грачевой.

 

– Мария Николаевна, что такое суицид с психологической точки зрения?

– Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, то есть лишение себя жизни. Психологический смысл чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той сложной ситуации, в которой человек волей-неволей оказался.

– Что может служить причинами и мотивами суицида?

– Выделяют четыре основные причины самоубийства. Первое – изоляция, то есть чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется. Также человек может испытывать ощущение невозможности контролировать свою жизнь – чувство беспомощности. Очень трудным является ощущение безнадежности, когда приходят мысли, что будущее не предвещает ничего хорошего. Для некоторых людей свойственно также чувство собственной незначимости – уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.

Суицидальные мотивы подростков могут быть лично-семейными, например, семейные конфликты, развод родителей; болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; оскорбление, унижение со стороны окружающих и другие. Также мотивом может служить состояние здоровья – психические и соматические заболевания; конфликты, связанные с антисоциальным поведением, опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора; конфликты, связанные с учебой; материально-бытовые трудности.

– Какие сигналы в поведении подростков должны насторожить?

– Во внешнем виде и поведении подростков необходимо обращать внимание на тоскливое выражение лица, скуку, грусть, уныние; склонность к нытью, капризность. Могут возникать повышенная, часто неестественная активность мимики лица или отсутствие мимических реакций. Голос звучит тихо, монотонно, речь замедленная или, наоборот, ускоренная экспрессивная, с причитаниями. Также отмечается общая двигательная заторможенность, бездеятельность или двигательное возбуждение. Появляются склонность к неоправданно рискованным поступкам; неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к их благополучию. Подросток может испытывать чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе. У него возникают немотивированная или мотивированная тревога, ожидание непоправимой беды. Он пессимистически оценивает своё прошлое, избирательно вспоминает о неприятных событиях, отмечает отсутствие перспектив в будущем.

– Ведь в том, о чём говорит подросток и как он это делает, тоже отражаются его намерения?

– Безусловно. В его речи могут звучать прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!» Могут появляться шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни, слова прощания или самообвинения: «Я ничего из себя не представляю». Подросток может даже сообщать о конкретном плане суицида, например: «Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел».

– На что в первую очередь нужно обращать внимание родителям? Что служит признаками суицидального поведения?

– В первую очередь это могут быть изменение настроения, питания, сна, критическое отношение к своей внешности, самоизоляция, интерес к теме смерти появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете, а также нежелание посещать кружки, школу, в том числе учащение прогулов, серьезные изменения в состоянии здоровья – частые простуды, головные боли и другое.

Если вы увидели хотя бы один или несколько признаков, перечисленных выше, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

 

– Какие можно дать рекомендации по профилактике суицидального риска?

– Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Внимательно слушайте его: очень часто самоубийства совершаются из-за того, что ребенку просто некому рассказать о своей беде. Приложите усилия, чтобы понять проблему, попытайтесь успокоить его и определить пути выхода из сложной ситуации. Предложите свою помощь. Убедите его в том, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями.

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать ответную агрессию. Предпочтительной формой воспитания является демократический стиль воспитания.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь, в чем ее смысл? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно
и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом.

Делайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из прошлого. Обратите внимание подростка на его успехи, на то, как близкие радуются за него, на то, как он важен, как вы его цените. Объясните, что его жизнь для вас самая дорогая в мире.

– Что ещё может служить факторами, предупреждающими суицид?

– Это регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах: посещение спортивных секций, занятия музыкой, рисованием, программированием и так далее. Важны хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками, наличие постоянных друзей и авторитета в его окружении. Положительно сказывается успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе), признание успехов окружающими, особенно близкими людьми. Будут полезны высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность: шефство над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в воспитании младших детей в семье. Подобная практика позволяет лучше выстроить систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться с ними и не впадать в уныние.

Если у вас появляются какие-то сомнения в поведении подростка, обращайтесь за консультацией к специалисту-психологу или психотерапевту.

– Большое спасибо за беседу!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity