Диалоговая площадка в Речицкой средней школе № 2. Семья – это главное
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
О семейных ценностях, воспитании детей, о проблемах, имеющихся в семьях, шёл заинтересованный разговор в средней школе № 2 г. Речицы во время проведения диалоговой площадки на тему «Повышение статуса семьи и воспитание семейных традиций».

Задача диалоговой площадки – услышать всех, кто готов конструктивно обсуждать будущее страны. По итогам обсуждений предложения направляются в оргкомитет по подготовке Всебелорусского народного собрания. На встрече присутствовала один из делегатов от Речицкого района – директор средней школы № 7 Елена Скворцова.
В работе также принимали участие эксперты: заместитель начальника отдела образования Речицкого райисполкома Ирина Козлова, заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Ольга Новицкая, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Наталья Антипенко, главный специалист управления по труду, занятости и социальной защите Елена Пинаева. Модератором выступала заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 2 Елена Козырева.
Как сказал известный воспитатель, педагог и писатель Антон Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Открывая тему, «О работе с семьёй, как одном из приоритетных направлений деятельности учреждений образования» рассказала методист ГУ «Учебно-методический кабинет Речицкого района» Татьяна Пищик. Особое внимание она заострила на проблеме неполных семей, доля которых в Речицком районе по состоянию на 2020 год составляет 21%. В таких семьях часто имеет место нарушение детско-родительских отношений, самоустранение от воспитания детей одного из родителей. Главная задача школы – увидеть проблемы в семье и постараться помочь в их решении. С семьёй также осуществляют взаимодействие общественные организации, комиссия содействия семье и школе, территориальный центр обслуживания населения.
В учреждениях образования применяются различные виды работы – коллективная, групповая, индивидуальная. Мероприятия проходят в рамках проекта «Родительские университеты», акции «Шаг навстречу», работы семейного клуба «Мы вместе». Проводятся консультации, посещение семей, привлечение родителей к совместной деятельности. В учреждениях образования района работают 13 объединений по интересам по семейному воспитанию. И получать достойные результаты здесь можно лишь при наличии последовательной совместной работы семьи и школы.
Педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 2» г. Речицы Татьяна Малькова рассказала о работе семейного клуба «Мы вместе», который был создан в 2016 году и в настоящее время охватывает 527 родителей.
Не секрет, что зачастую имеется структурная (к примеру, при наличии отчима) или психологическая деформация семей. Существует ли в Речицком районе эта проблема? Отвечая на вопрос, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Наталья Антипенко отметила, если говорить о той категории, с которой работает комиссия, то 70% детей с нарушениями административного и уголовного законодательства являются выходцами из деформированных либо неполных семей. Тут возникают проблемы с употреблением алкоголя, наркотиков, нарушением общественного порядка и другие.
«Основные аспекты работы с неблагополучными семьями» – тема выступления директора ГУ «Речицкий социально-педагогический центр» Натальи Раевой. Она рассказала: «К сожалению, проблема семейного неблагополучия и социального сиротства по-прежнему остается актуальной. За 2020 год в отдел образования поступило 629 сообщений о семейном неблагополучии, 220 из них – из органов внутренних дел, и чаще всего это сигналы о привлечении родителей к административной ответственности. К сожалению, имеет место семейное насилие, от чего, безусловно, страдают дети. На 1 января 2021 года в базе несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, числится 195 детей из 85 семей. И цифра эта растёт с каждым месяцем. За 2020 год комиссией по делам несовершеннолетних было признано нуждающимися в государственной защите 16 несовершеннолетних из семи семей, из них только семеро детей возвращены в биологическую семью».
После отобрания дети чаще всего помещаются в социально-педагогический центр, многие из них – с нарушениями социализации. Они не умеют ухаживать за собой, зачастую могут не знать, как чистить зубы. Эти дети быстро и четко перенимают модель поведения родителей, даже у малышей любимая игра – это застолье с тостами или в дочки-матери с семейными скандалами. Ещё сложнее дело обстоит с подростками. Во время пребывания детей в центре с семьями проводится большая работа. Но случается и так, что ребёнок просто отказывается возвращаться в семью. В таких случаях органы опеки вынуждены обращаться в суд с иском о лишении родительских прав.
Далее было внесено одно из предложений: если семье было выделено социальное жильё, то при лишении родителей родительских прав оно должно возвращаться назад государству. Если семья была из села, родители из города возвращаются туда, а каждый из их детей ставится на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот. Это связано с тем, что такие горе-родители не то что не стремятся восстановить родительские права, но живут без детей припеваючи в социальном жилье, доводя его до неприглядного состояния и обрастая долгами. И все эти проблемы потом решать вернувшимся назад детям.
Далее выступил педагог-психолог Речицкого социально-педагогического центра Игорь Малиновский с темой «О причинах нарушения детско-родительских отношений и путях их решения». Рассказав о биологических предпосылках различного формирования строения мозга, которое обуславливает дальнейшее развитие человека, он также акцентировал внимание на том, что с 0 до 7 лет в семье происходит своего рода прошивка поведения ребенка. В связи с этим роль семьи неизмеримо важна. Однако если в ней возникает такой уровень конфликта, что родители не в силах самостоятельно справиться, то следует без ложного стеснения обращаться за помощью к специалисту-психологу.
Присутствующими также было высказано мнение о необходимости создания психологических центров поддержки семьи.
Ещё одно предложение касалось организации поддержки семей одарённых детей в части приобретения для них формы, инвентаря, музыкальных инструментов. Ведь далеко не каждый талантливый ребёнок проживает в хорошо обеспеченной семье.
Главный специалист управления по труду, занятости и социальной защите Елена Пинаева рассказала «О мерах государственной защиты многодетных семей». Она перечислила целый ряд выделяемых государством пособий и льгот. К слову, для получения тех или иных льгот необходимо иметь удостоверение многодетной семьи, которое оформляется в службе «Одно окно».
Диалоговая площадка побудила собравшихся к живому, активному обсуждению. Ведь семья – это главное для каждого человека.