Речица православная. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
Праздники бывают разные. Мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим ныне 25 апреля, и это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, всё в нём торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Разве здесь есть что-то трагическое?

К сожалению, есть. Потому что все эти торжество и ликование, надежды построены на недоразумении, непонимании, и та же самая толпа, которая кричала: «Осанна Сыну Давидову!», через несколько дней повернётся к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Вспоминая вход Господень в Иерусалим, страшно понимать, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца, и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос: без всяких условий, где надо жертвовать собой и умереть от любви за всех людей.
Это праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни.
Веточка вербы в руках – знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас не менее важен, чем для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал Его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».
Церковь находится вне времени. И в душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, люди стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.
К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» – Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Получается, приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма) уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.
Можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь она освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба. И в первую очередь объектом освящения Церковь видит не вербу, а самого человека.
В субботу на вечернем богослужении и в воскресенье утром после Божественной Литургии будут освящаться ветви вербы людей, пришедших встретить Господа. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. В субботу разрешается постящимся людям вкушать рыбную икру, а в воскресенье – рыбу.
На Страстной седмице в пятницу в два часа дня будет совершаться вынос Плащаницы из алтаря и будет полагаться во гроб в центре храма. В субботу после Литургии начнётся освящение куличей и яиц до десяти часов вечера, и уже в Воскресение Христово продолжится освящение с трёх часов утра до шести утра.
Поздравляем всех жителей и гостей нашего города и района с великим праздником Входа Господня в Иерусалим!