Общество > Сельская жизнь

4963

Деревни Речицкого района. «В Сведском живёт Бог», – утверждали некогда окрест

 +

А всё из-за местной благодати. Вокруг – лес, рядом протекает речка Сведь. Вблизи водной глади рубились избы. Сразу же за Сведью – простор луговой с богатым травостоем. В праздничные дни окрестности полнились звоном колокола церкви во имя святого Ильи.

 

Ранее, нежели взяться за церковь, местные умельцы построили часовню. Скорее всего, что это случилось еще в бытность Великого княжества Литовского (18 ст.).

В далёком 1851-м в Сведском дружно застучали топоры на возведении нового здания «божьей обители». Деньги на церковь собирались толокою. Подсобила помещица Мария Романовна Холодовская. О ней, статской советнице и владелице имения Горваль, в советское время сказано больше горшего, нежели хорошего. Вот только память народная нет-нет да и вспомнит обратное. Исторический факт пожертвования ею на церковь (документирован записью архивной) – свидетельство о благих деяниях «суровой владычицы».

В 1885 году в селе Сведское – 40 дворов при 168 жителях. В 1897-м (перепись являлась Всероссийской) дворов уже 157, да и жителей чуть ли не вдвое больше – 338. Помимо церкви функционировал и хлебозапасный магазин.

69 дворов и 477 сельчан Сведское имело в 1908 году. Совсем мало оставалось до Первой мировой войны и революций года 1917-го. Они-то как бы сами собой переросли в войну Гражданскую. Эти общественные потрясения с винтовкой в руках, с шапками-буденовками на головах стойко перенесли Филипп Михайлович Соболь да Михаил Данилович Томко. Данилович так и вообще во время войны Великой Отечественной повел в бой, являясь командиром, отделение 542-й отдельной пулеметной роты...

...В 1920-х – в Сведском свой сельский Совет. Находилось село в округах и Речицком, и Гомельском. Менялись и области: Полесская и Гомельская.

Настало время браться за коллективизацию. В Сведском на это время (1930–1931 г.) – 97 подворий при 509 жителях. Работали начальная школа, изба-читальня,
отделение потребительской кооперации. А сделал первые шаги колхоз имени Ленина, глубоко вздохнули меха и кузницы.

Хорошо ли было на коллективно-колхозном? Да как кому. В архиве автора данного материала есть и спецсводка тогдашне-всемогущего ОГПУ, повествующая, как в 1934 году в Речицком регионе проходил сбор зерна для государственных закромов. Уже после того, как все задания колхозы своевременно закрыли на 100–110 процентов.

Дополнительные «излишки» потребовались и сведского колхоза имени Ленина. Голова правления лишь развел руками. Уполномоченный (при нагане) «советовал»: «Надо найти». А на улице уже звучали голоса колхозниц, сердитые и явно враждебные колхозному строю.

Дело с дополнительным изъятием, конечно же, было улажено. Не прибегая к пальбе из нагана. При обстоятельствах, когда кое-кого довелось и постращать маленько.

Первым на три года в концлагерь решением тройки ПП ОГПУ при Белорусском военном округе был отправлен Андрей Васильевич Батура. Ну никак не желал отнести куда следует заявление на желание стать колхозником. Цеплялся за частное, хотя и приходилось налог платить повышенный.

А их, не спешивших прислониться к коллективно-общественному, в Сведском нашлось немало: братья Антон да Семен Иосифовичи Гавриленко, Сергей Дмитриевич Игнатенко, Борис Юрьевич Карако, Гавриил Петрович Карако, Савелий Сидорович Махонько, Никита Никитович Парченко, Давыд Федорович Пинчук, Яков Павлович Хвойницкий, Адам Иванович Чирик, Адам Усович Шиленок... Стало быть, сроки и им. Кому поменьше, а наиболее строптивым – и по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Ясно, что вернуться в Сведское довелось не всем...

Петр Петрович Петушенко, 30-летний здоровяк, был арестован 28 ноября 1937 года (постановление особой тройки НКВД БССР). Спустя неделю отправлен в исправительно-трудовой лагерь. Сумел, находясь в Сибири, бежать. История, надо признаться, что и верится с трудом...

9 октября 1938 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян Платон Константинович Пинчук: военный, офицер, член ВКП (б). Обвинялся участием в заговоре во главе с самим Маршалом Советского Союза Михаилом Николаевичем Тухачевским да рядом иных высокопоставленных светил тогдашней Рабоче-крестьянской Красной армии.

...Коль вернуться к местно-сведской свято-ильинской церкви, так она осиротела, оставшись без настоятеля, во второй половине 1920-х. А батюшка – Евгений Иванович Киркевич, умница, уроженец Сведского.

Родился в 1888 году. Окончил Минское духовное училище и Минскую духовную семинарию (1913 год). Работал учителем в Василевичах и в селе Богушевичи (ныне Березинский район Минской области). С 1915 года – псаломщик Свято-Троицкого храма в Демехах. В 1921-м рукоположен во священники. Тогда-то и стал настоятелем храма родного Сведского. Да всего-то на несколько лет. С 1927-го служил в Петро-Павловском храме села Чирковичи (ныне Светлогорский район). Арестован 28 сентября 1931-го по обвинению в антисоветской агитации и создании контрреволюционной группы. Постановление тройки при ПП ОГПУ Белорусского военного округа от 28 сентября того же, 1931-го, стало ожидаемым: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

После освобождения Е. И. Киркевич проживал в Свердловской области (Россия). С середины 1940-х – настоятель Свято-Николаевского храма в Бронном. Слыл человеком широкого кругозора, прочной веры.

...Накануне Великой Отечественной войны в Сведском уже 149 подворий и 681 житель.

Повестки Василевичского военкомата в первые же дни всенародной беды получили несколько десятков мужчин. А далее... Что ни день – почтальон с серым клочком бумаги военного комиссариата заглядывал в избы иные.

Домой, по подсчетам самым скромным, не вернулись 92 воина. Повторимся, сказав словами: с фронта в деревню Сведское не вернулись ДЕВЯНОСТО ДВА ЧЕЛОВЕКА. Некоторые из них головы сложили при освобождении Польши, с которой сегодня дела у нас крайне неважные. В их числе: Тимофей Трофимович Гавриленко (рядовой 19-й танковой бригады), Сазон Иванович Дащенко (офицер), Алексей Антонович Карако, Михаил Иванович Карако (ст. сержант, снайпер 115-й отдельной стрелковой бригады), Михаил Адамович Пинчук (рядовой 298-го гвардейского полка 8-й гвардейской Армии; погиб 4 октября 1944 года в возрасте всего-то 18 лет)...

На Ленинградском фронте бесстрашие показывали и погибли 23-летний младший лейтенант, командир стрелкового взвода 523-го стрелкового полка 188-й стрелковой дивизии Аврам Васильевич Батура (медаль «За боевые заслуги» так и не получил; был представлен к награждению 28 сентября 1943 года, через неделю после героической гибели) и рядовой 163-й стрелковой дивизии Иван Федорович Пузик (родился в 1909 году).

В Будапеште (Венгрия) покоится прах 23-летнего гвардии старшего лейтенанта 252-й стрелковой дивизии Михаила Ивановича Дащенко. А где-то рядом с венгерской столицей вечным сном спит и рядовой Алексей Михайлович Пузик.

В братских могилах советских воинов, что рассыпаны по Германии, лежат 19-летний сержант, помощник командира взвода 64-й стрелковой дивизии 49-й Армии Федор Трофимович Гавриленко да еще с десяток тех, что на фронт ушли с июня 1941-го по январь 1944-го...

Как жили их престарелые отцы и матери, оставшиеся жены и дети, младшие братья и сестры? О том сегодня мало кто и вспомнит. Смотрят, почти все, с фотографий памятников, что на погосте Сведского... Многим из них довелось пережить 14 июня 1943 года. В этот день от Сведского из 149 добротных домов остались только три. Остальные сожжены карателями. Были расстреляны, замучены, сожжены 13 человек. Все – мирные жители, и только Арсений Никифорович Бондаренко – партизанский связной.

А. Ф. Карако
А. Ф. Карако

Коль сказано слово «партизан», не обойтись, не вспомнив Анну Федоровну Карако: медик, погибла в бою с фашистами еще 16 сентября 1941 года на базе Речицкого партизанского отряда им. Ворошилова (Омельковские леса, Хойникский район).

Народным мстителем был и Григорий Митрофанович Рылик. В 1939 году окончил военное училище при академии имени Фрунзе. Службу нес танкистом-офицером (г. Бердичев, Житомирская область, Украина). В районе Львова попал во вражьи лапы, бежал. Воевал командиром отделения одного из украинских партизанских отрядов. Погиб 17 января 1944 года...

Орденом Славы за партизанский подвиг была отмечена Мария Зосимовна Карако. Многим речичанам памятна патриотической работой (еще несколько лет тому назад). На фронте погиб ее брат Иван, участником войны являлся брат Петр (офицер, в послевоенный период один из наиболее активных внештатных авторов «Дняпроўца»).

М. З. Карако
М. З. Карако

Орден Славы да несколько медалей «За отвагу» украшали праздничный пиджак Владимира Миновича Карако. После войны признавался лучшим водителем Речицкого района, был отмечен орденами с медалями и фронта мирного.

Пройдя Великую Отечественную, достойно трудились братья Карако: Артем, Яков и Филимон. Двое первых – председателями колхоза «Оборона страны» (д. Переволока), Филимон же Гаврилович – вторым секретарем бывшего Василевичского райкома партии и др. Об этом «Дняпровец» рассказывал в материале одного из номеров за 2017 год.

А как Сведское росло-поднималось, когда Речицкий район в ноябре 1943 года был освобожден от немецко-фашистских захватчиков? Говорить и писать о том можно бы долго и много. Но лучше остановимся возле одного из домов, на скамье перед которым, словно ожидая сотрудников «Дняпроўца», под благодатными лучами сентябрьского солнца время коротали Тамара Харитоновна Томко да Нина Александровна Гавриленко.

– Мне уже 83, – чуток подумав, поведала Томко. О работе в колхозе имени Ленина, а затем в совхозе «Комсомольский» добавила словами следующими: – Бегала на ферму почти всю жизнь.

«Бегала», являясь одной из лучших доярок. Хотя была и матерью пятерых детей. Их родила и растила с мужем Данилом Михайловичем Томко (участник войны, награжден орденами и медалями, в послевоенный период работал и бригадиром, умер совсем недавно).

За трудовой подвиг у Тамары Харитоновны и пенсия что надо. Точную цифру назвала дочь Феня (пенсионер, работала на светлогорском «Химволокне»).

Разговор вели Т. Х. Томко и Н. А. Гавриленко
Разговор вели Т. Х. Томко и Н. А. Гавриленко

За Феней Даниловной со двора потянулись брат Владимир (также пенсионер, в прошлом – один из тружеников Речицкого метизного завода) и муж Игорь.

Как оказалось, Тамаре Харитоновне дочь, сын и зять – помощники чуть ли не повседневные.

– Ещё девчушкой почту таскала за четыре километра, – о своей работе после войны поведала Нина Александровна Гавриленко. Довелось ей, оставшись без отца (Александр Иванович Кулаченко, один из жителей деревни Шолковичи, 1915 г. р., на фронте являлся рядовым 399-й стрелковой дивизии 48-й Армии, погиб в 1944 г.), стараться и на подсочке сосны в целях сбора смолы.

Работа в лесу в качестве вальщика-ударника и другого почти 40 лет выпала и ее мужу. Вместе вырастили двух дочерей. Обе живут в Комсомольске. Зинаида Михайловна (по мужу Бондаренко) работает в детском садике, Людмила Михайловна (уже Старушенко) – заведующая библиотекой. Что еще у Нины Александровны, помимо дочерей? Четыре внука да восемь правнуков.

На несколько минут сотрудники «Дняпроўца» задержались в сельском магазине Сведского. Неспроста. Очень уж нахваливали Тамара Харитоновна с Ниной Александровной продавца Валентину Федоровну Игнатенко. А и вправду есть за что. В магазине порядок, богатый ассортимент товара. Сама же работник торговли из Комсомольска, от которого до Сведского восемь километров. Как добирается? Да на велосипеде.

Хозяйка магазина в Сведском – В. Ф. Игнатенко
Хозяйка магазина в Сведском – В. Ф. Игнатенко

Десяток шагов от магазина – и новая интересная встреча. Уже со Светланой Владимировной Гошко. Работала библиотекарем. Книжно-журнальный фонд оставила еще одной Светлане Владимировне, уже Гавриленко (и библиотекарь, и заведующая сельским клубом).

Вместе с мужем Михаилом (работал механизатором) наша собеседница вырастила дочь Галину. Та в Речице, работает в охране. Подарила отцу с матерью двух внучек: Женьке – 5 лет, Кристинке – 5 месяцев.

Многие из жителей Комсомольского сельского Совета имеют на воспитании детей-сирот либо оставшихся без попечения родителей.

– Такая девочка и у меня, – призналась Светлана Владимировна. Показала (ну надо же!), как проехать к дому еще одной Светланы Владимировны по фамилии Синицына. Та – помощник председателя Комсомольского сельского Совета по деревне Сведское. У ее дома сделали, не удержавшись, фото оригинальной скамейки, изготовленной одним (всего двое) из сыновей, Алексеем (речицкий нефтяник).

Чуток задержались у здания фельдшерско-акушерского пункта и удостоверились: у жителей Сведского хорошее обслуживание не только торговлей и культурой, но и медициной. В числе нуждающихся названной заботой – и Анастасия Павловна Метелева, имея за плечами... 102 года.

Несколько минут ушло на то, чтобы постоять, склонив голову, у братской могилы воинов-освободителей и партизан. Воины (83 человека) погибли при освобождении не только Сведского, но и деревень Добужа, Крапивня, Околица. А то и умерли от ран в военно-полевых госпиталях. Захороненных партизан – трое.

...Тянуло на берег Сведи, но от затеи пришлось отказаться. Ибо к речке подступиться сейчас нелегко: обмелев, заросла.

Конечно же, в материале названа лишь часть жителей или уроженцев Сведского, что достойны не только хорошего слова, но и очерка отдельного. Один из них – Петр Семенович Карако (родился 8 января 1940 года), доктор философских наук (1990 год), профессор (1991 год). В 1968 году окончил Белорусский государственный университет, где и остался трудиться на ниве белорусской науки.

...Проезжая улицами Сведского, видели немало домовладений на загляденье. Всего же в деревне подворий 127, десять – пустующих. С постоянным проживанием – 60, жителей – 123.

Остается назвать местную власть Сведского в лице депутатов сельского Совета. Это Михаил Савельевич Гошко, пенсионер, работал механизатором, и Наталья Анатольевна Чирик, помощник врача Комсомольской амбулатории общей практики.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity