Культура

3410

Речицкие экскурсоводы рассказали о своей работе

 +
 

Кто такой идеальный посетитель музея? Какие вопросы о Речице и ее истории чаще всего задаются? Какие факты нередко удивляют? Незадолго до Всемирного дня экскурсовода, который отмечался 21 февраля, мы поговорили с двумя сотрудниками Речицкого краеведческого музея – аттестованными экскурсоводами – и узнали об этом и многом другом.

Наталья СЕРНОВА, старший научный сотрудник

– Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, как оказались в профессии?

– В Речицкий краеведческий музей я пришла в начале 2009 года на должность научного сотрудника. Но научный сотрудник – это не только проведение экскурсий. Мы занимаемся пополнением фондов музея экспонатами, их научным описанием, участием в организации выставок, помогаем посетителям в подборе информации для написания научных, курсовых, дипломных работ, рефератов на основе архива и фондов музея и многое другое. Это очень разнообразная и многогранная работа.

– Помните свою первую экскурсию?

– Первым мероприятием была Неделя школьников в музее, посвященная юным героям-антифашистам, которая традиционно проходит в начале февраля. Поэтому дебютная экскурсия, которую я изучала, а потом сдавала, была на тему Великой Отечественной войны. Группа состояла из учеников 5-го или 6-го класса, и я, безусловно, волновалась. К счастью, судя по отзывам, всё прошло хорошо. Ну, а в дальнейшем стала набирать информацию, дополнять материал новыми фактами, изучать популярно другие темы. Поначалу уходило много сил, чтобы все запомнить, так как посетители в музей могут прийти в непредсказуемое время и заказать экскурсию в любом зале. Нужно быть к этому готовыми.

– Экскурсоводу можно пользоваться шпаргалками?

– Экскурсовод напрямую общается с посетителями. Особенность профессии – держать в голове большой объем информации, уметь её структурировать и вовремя использовать. Наш музей краеведческий, поэтому мы должны знать всё, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Понятно, что все выучить невозможно, но ориентироваться – обязательно.

Возможно, если есть сложные названия, которые пригодятся в ходе экскурсии, допустимо их выписать и взять для психологической страховки. Но когда создается контакт с людьми, доставать листок и сверять не приходится, на ходу все прекрасно вспоминается.

– Как долго готовите новые экскурсии по выставкам, которые организовываются в музее?

– У нас настолько интенсивно налажена работа, что растягивать подготовку не приходится. Экскурсии мы готовим, как правило, довольно оперативно. Пишем текст, проходим, проговариваем его и затем выходим на публику. Это могут быть как индивидуальные посетители, так и группы детей, взрослых, порой до 40–50 человек.

Иногда на формирование ее структуры и основных тезисов дается несколько дней. Но затем, в процессе работы, начитывается дополнительная информация по теме, и экскурсия становится богаче, объемнее. Это одна из особенностей работы экскурсовода: ты узнаешь новый материал и можешь сразу же поделиться этим, каждой группе рассказать что-то новенькое, интересное.

– Как поступаете, если на какой-то из вопросов в ходе экскурсии не можете ответить?

– Экскурсовод должен быть готов к тому, что ему будут задавать вопросы. На мой взгляд, это один из показателей того, что экскурсия интересна и произвела впечатление. Конечно, с наращиванием опыта отвечать на них все проще. Но если вопрос узкоспециальный и ответить на него с ходу не удается, мы обещаем, что изучим информацию в архивах, фондах музея и обмениваемся контактами, чтобы связаться позднее.

– Какой вопрос задают чаще всего?

– Туристы спрашивают о названии города, которое пошло от речки Речицы, что текла под городищем и впадала в Днепр. Её русло не сохранилось, а имя живёт. Также интересуются количеством населения – сейчас оно составляет более 65 тысяч человек.

 

– Какие факты чаще всего удивляют посетителей?

– Раньше многие удивлялись тому, что известный актер Ефим Капелян родился в Речице. Хотя в музее всегда были представлены материалы о нем. Сейчас, когда проходит конкурс чтецов его имени, люди знают о его биографии, безусловно, больше. Но время от времени этот факт все равно оказывается неожиданным.

Еще, но здесь скорее не удивляет, а вызывает интерес посетителей, история с кладом литовских грошей и полугрошей, которую нашла местная жительница у себя в огороде в 60-х годах.

– Какие экскурсии самые популярные?

– Сейчас в музее восемь экскурсионных маршрутов. Если говорить о туристах, гостях города, то они, как правило, обращаются за обзорными экскурсиями по музею и городу. Пользуется большой популярностью пешеходная экскурсия «Речица в прошлом и настоящем». В ней мы показываем историческую центральную часть города, памятники архитектуры, археологии и другие объекты. Также популярен маршрут «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX века» – он тоже сосредоточен в центре. Несмотря на то, что Речица относится к числу древнейших городов верхнего Поднепровья, каменных памятников архитектуры у нас очень мало, так как город до конца XIX века заполняла лишь деревянная застройка.  

Также среди групп школьников и учащихся колледжей пользуется спросом маршрут «Память сердца». Он затрагивает памятники боевой славы в парке Победы времен Великой Отечественной войны, мы показываем некоторые военные захоронения, а также захоронения мирных жителей.

Также вызывает растущий интерес туристический маршрут «По следам белорусской нефти», он проводится совместно с УСО предприятия «Белоруснефть», все организационные моменты идут через них, музей же предоставляет аттестованного экскурсовода, который защитил маршрут по данной теме. Маршрут большой, длится порядка трех часов и охватывает как объекты, связанные с историей белорусской нефти, так и предполагает посещение современных точек – можно увидеть буровую, работу нефтяной качалки вблизи. Помимо этого, экскурсанты посещают музей нефти в ДКиТ «Нефтяник», а также знакомятся с историей речицких улиц и объектов. Этот маршрут заказывают группы из разных городов.

– Как организован транспорт, если экскурсия предполагает переезд?

– Если это частные лица и у них есть авто, мы договариваемся, и экскурсовод едет с ними. Если туристическая экскурсия или корпоративная, работаем на транспорте заказчика. В зависимости от запроса, мы можем сформировать маршрут и формат проведения экскурсии.  

– Вы сама как жительница Речицы где любите гулять?

– В детском парке и по старым улочкам города, они дышат историей. Приятно наблюдать, как некоторые деревянные дома люди приводят в современный вид, но оставляют, например, наличники на окнах, чтобы сохранить их аутентичность.

– По каким признакам понимаете, что экскурсия прошла отлично?

– Задачи экскурсовода образовательные и воспитательные. Но также важно, с каким впечатлением человек или группа гостей уедет после экскурсии. Даже когда я очень устаю, но вижу, что у людей горели глаза, им все понравилось, испытываю большое удовлетворение от того, что работа прошла плодотворно и не зря. Многие говорят: «Мы не думали, что Речица такая красивая, что у нее такая богатая история». Поэтому, несмотря на настроение и самочувствие: мы же живые люди, каждый раз стараемся подавать информацию не сухо, а с эмоциями, которые ты как будто впервые переживаешь.

– Если бы нужно было описать вашу работу, не используя слово «экскурсия», какие слова вы бы использовали?

– Взаимодействие, общение. Возможность делиться тем, что знаешь.

Татьяна ДВОРЕЦКАЯ, научный сотрудник

– Татьяна Анатольевна, перед интервью мне удалось увидеть, как вы проводили экскурсию в картинной галерее им. А. Исачева. Расскажите, пожалуйста, чему она посвящена?

– Выставочный проект «Край непокоренный» был создан еще в ноябре и приурочен ко Дню освобождения Речицы – 18 ноября. Образовательная программа в школе удачно на него наложилась – детям легче воспринимать историю через предметный ряд. Поэтому выставку было решено продлить.

– По вашему опыту, насколько хватает внимания у школьников?

– Максимальная концентрация обычно длится минут 30. Но я стараюсь переключать их, задаю вопросы, что хорошо прерывает линейность рассказа. Дает детям возможность подумать и блеснуть, если отвечают правильно.

– Сколько экскурсий вы сейчас проводите?

– В день три экскурсии, все в первой половине дня. В ноябре прошлого года я стала аттестованным специалистом. Признаюсь, было непросто. Нужно было сдать два крупных блока: тест по истории, географии, туризму, искусству разных стран, проходной бал составлял минимум 65%. Затем предстояло пройти республиканскую комиссию онлайн по Zoom. Я озвучивала название экскурсии, которую защищала, и ее фрагмент. Оценивалась постановка речи, уверенность, информативность. Где-то через пять минут меня остановили, и началось самое интересное – вопросы. После – ура! – поздравили со сдачей.

– Коснемся подробнее вашей биографии, в каком году начали работать в музее?

– Я родилась и выросла в местечке на самой южной границе Беларуси – в Комарине. В музее я с 2013 года, перед этим с отличием окончила исторический факультет Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. После отработки вышла замуж, переехала в Речицу и первым делом пошла в музей, так как не рассматривала школу как место работы. Это было в августе, а с сентября я уже проводила первую экскурсию для школьников. Сейчас сложно вспомнить, по-моему, это была древняя история. Мне было проще с нее стартовать, так как эти периоды я хорошо знала, нужно было только ввязать в канву события местного края. Так и влилась. Естественно, меня прослушали директор и главный хранитель фондов.

Меня принимала уже Наталья Вячеславовна Заева, которая тогда только стала молодым руководителем. Она сама была научным сотрудником музея до этого, досконально знала все экспозиции и экскурсии, поэтому требования были высоки. Уверена, это помогло моему формированию как специалиста в дальнейшем.

Что касается экскурсий, не сразу удалось выстроить тактику, но постепенно я нашла, где делать паузы, ввела интерактивные приемы вовлекать посетителей в процесс. Со взрослыми это еще проще, там нередко экскурсия переходит в формат общения. И, исходя из вопросов, как экскурсовод я озвучиваю ту или иную информацию.

– Как удается не отвлекаться с детской аудиторией, когда они шумят, не слушают?

 – Просто поняла, что процент невнимательных, какой бы изумительной экскурсия ни была, есть всегда, и не надо пытаться на это повлиять – бесполезно. Стоит концентрироваться на тех, кому интересно происходящее, для них и рассказывать.  

– Есть какие-то факты, которые неизменно удивляют людей на экскурсиях?

– Да, многие, особенно те, что касаются истории замка, средневековья. Еще не все знают, что Речица была еврейским местечком. А также какой след был оставлен евреями: культура, быт – те же скатные козырьки на зданиях. Отчего это пошло? Все связано с появлением черты оседлости для иудеев в период правления Екатерины II. Им запрещалось в конце XVIII столетия населять Российскую империю, дабы не создавать конкуренцию местным купцам. Поэтому многие сосредоточились в городской среде неподалеку от границы. Открывали гостевые, торговые лавки, производство.

– Какой вид искусства вам ближе?

– Живопись, причем современная. Слежу за творчеством белорусских художников Евгения Шадко и Валерия Шкарубо – они пишут в жанре гиперреализма. Еще моя любовь – Алеся Скоробогатая, она использует лессировочную технику, работы схожи с фотографиями по достоверности. Перед ними можно часами стоять, изучать.

– Какие музеи в Беларуси хотите посетить?

– В планах Музей белорусской маляванки, который в историко-культурном музее-заповеднике «Заславль», а также Музей религии в Гродно.

– Как думаете, можно сравнить экскурсовода и аудиогид? И сможет ли искусственный интеллект в дальнейшем вытеснить живых специалистов из вашей профессии?

– Аудиогид одинаково работает для всех. Преимущество же экскурсовода – это общение, способность раскрывать тему, интересную именно тому или иному посетителю. Тонкие нюансы, чувствование аудитории, ее настроение – этого аудиогид и искусственный интеллект не заменят. С человеком экскурсия становится живым организмом, её течение развивается в зависимости от многих факторов.

– Каков идеальный посетитель музея?

– Тот, кто интересуется, искренне любопытствует и задает вопросы. Особенно покоряет, когда в конце люди говорят, что теперь Речицкий музей будут всем советовать.

– По каким оценкам понимаете, что экскурсия точно понравилась?

– По уважительному рукопожатию от мужчин и объятиям от женщин, так как при удачной экскурсии разговор неизменно переходит в тёплый формат.

– Как восстанавливаетесь? Такое общение, оно же очень энергозатратное?

– Я вообще интроверт, и у меня уходит много сил, чтобы работать с публикой. В конце интенсивного дня могу просто сидеть дома в тишине. Благо, муж это понимает и принимает.

– Работа наложила на вас отпечаток, бывает, что в обычной беседе начинаете сыпать фактами?

– Обожаю рассказывать про Речицу. Наш город всегда был в гуще исторических событий, был значим, нам есть чем гордиться. Экскурсовод – это миссия. Нужен внутренний порыв, чтобы донести информацию как можно большему количеству людей даже в повседневной жизни, не только на работе.

– Что, на ваш взгляд, главное в профессии экскурсовода?

– Умение общаться. Причем независимо от того, как внимательно вас слушает собеседник. Вы должны быть открыты к общению, позитивны, добродушны. Не позволять себе раздражаться. Плюс важна спокойная, размеренная, грамотная речь. Чтобы её развивать, помогает практика и чтение художественной классической литературы.

Главное – любовь к своему делу и людям. Поверьте, они это обязательно почувствуют.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity