Культура > Образование

1149

Всему виной гаджеты? Речицкие логопеды о том, почему дети плохо разговаривают

 +

Как ни прискорбно, но факт: количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается. Во всяком случае, так утверждают специалисты дошкольного и школьного образования. Причём эта тенденция касается не только нашей республики, она имеет глобальный характер. О возможных причинах такого положения дел, способах речевой коррекции и многом другом мы поговорили со специалистами ГУО «Детский сад № 22 г. Речицы». Здесь с воспитанниками с особенностями психофизического развития работают семь учителей-дефектологов.

На снимке (слева направо): учителя-дефектологи  Наталья Корольчук, Валентина Пугачёва, Татьяна Свинтицкая  и директор детсада № 22 Татьяна Стасевич
На снимке (слева направо): учителя-дефектологи Наталья Корольчук, Валентина Пугачёва, Татьяна Свинтицкая и директор детсада № 22 Татьяна Стасевич
 

Про комплекс факторов

Данный детский сад мы посетили впервые. После обзорной экскурсии по учреждению заведующий Татьяна Николаевна Стасевич представила нам творческий коллектив учителей-дефектологов.

Наталья Фёдоровна Корольчук, специалист с тридцатилетним стажем работы с детьми с особенностями психофизического развития (окончила дефектологический факультет педагогического университета имени Максима Танка), рассказала, что занятия учителей-дефектологов проходят в первой половине дня. Их длительность соответствует СанПиНу и учебному плану специального образования на уровне дошкольного образования. Специальные группы формируются в соответствии с возрастом воспитанников, а также с особенностями их психофизического развития. Здесь пять групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, три группы интегрированного обучения и воспитания, в состав которых входят воспитанники с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью.

Занятия по образовательным областям и коррекционные учителя-дефектологи проводят по расписанию. После дневного сна воспитатели групп с каждым воспитанником закрепляют и отрабатывают полученные на занятиях знания. Эта работа отражается в тетрадях взаимосвязи. Специалисты ведут консультативную работу с законными представителями и педагогами в соответствии с графиком консультаций. Также актуальная для них информация представлена на стенде учителей-дефектологов «Советы дефектолога» и в информационных буклетах. Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь в работе учитель-дефектолог – воспитатель – законный представитель.

 
На занятии под названием «Весна»
На занятии под названием «Весна»

Тема коррекционного занятия Натальи Фёдоровны, которое мы посетили, – «Весна». Под руководством дефектолога дети учились различать слова сходные по звучанию, изменять их по числам, отгадывали загадки, слушали звуки весны, называли её признаки, составляли рассказ по рисунку. Специалист терпеливо и методично с ярко выраженной артикуляцией, демонстрацией рисунков добивалась от ребят правильного, полного ответа.

Как оказалось, учитель-дефектолог занимается не только речью. В расписании у специалиста наряду с развитием речи есть и занятия по подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений.

Группы и кабинеты специалистов оснащены новой мебелью, современным оборудованием, большим количеством дидактических пособий, развивающих игр.

Итак, по каким же причинам возникают нарушения речи? Всегда ли это следствие родительского дефицита внимания? Здесь следует учитывать комплекс факторов, считают специалисты. Один из них – увлеченность современных детей гаджетами. В плане цифровизации они эрудированнее и умнее нас, взрослых. Но с другой стороны – меньше общаются, разговаривают.

– Вы не представляете, как ребятам интересно слушать сказки, – рассказывает Наталья Фёдоровна. – Они это делают с большим удовольствием, задают много вопросов. Таким образом у воспитанников развивается диалогическая речь. Но возникает вопрос: а читают ли детям дома сказки, как когда-то мы своим детям перед сном? Отсутствие тесного эмоционального контакта, недостаток общения и ласки влечёт за собой отставание не только в речевом развитии ребёнка, но и в его развитии в целом.

Больше, чем игры

Учитель-дефектолог Татьяна Геннадьевна Свинтицкая окончила Мозырский педагогический университет, пришла в детский сад № 22 молодым специалистом в 2017 году. В настоящее время работает во второй младшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

– Дети у меня разные, – поясняет Татьяна Геннадьевна. – С кем-то работаем над запуском речи, с кем-то над её пониманием, слоговой структурой слова. Так как при обучении детей дошкольного возраста игры занимают ключевое значение, мы с коллегами используем их на разных этапах занятия. Игры, которыми мы пользуемся, не только покупные, но и сделанные нами собственноручно.

Игры с песком
Игры с песком

С целью разнообразить работу на занятиях нами активно используется интерактивная световая песочница. Игры с песком – одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь они полезны для всестороннего развития личности, так как развивают не только тактильные ощущения, мелкую моторику, успокаивают, дарят положительные эмоции, но и способствуют развитию речи. Так дети учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.

Валентина Михайловна Пугачёва является учителем-дефектологом групп интегрированного обучения и воспитания, в состав которых входят воспитанники с расстройствами аутистического спектра, имеет стаж работы с детьми с особенностями психофизического развития свыше 30 лет. При организации обучения детей Валентина Михайловна индивидуально подходит к каждому ребёнку с учётом структуры нарушений на основе тщательной оценки возможностей ребёнка, включая в общение все доступные способы. Неговорящих детей она обучает неречевым способам общения: при помощи картинок, фотографий, символов, жестов, карточек PEСS.

Для успешной интеграции воспитанников в детском саду под чутким руководством Валентины Михайловны были созданы специальные условия обучения и воспитания. Это адаптация пространства, позволяющая компенсировать отсутствующие навыки, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребёнка, грамотно составленное визуальное расписание дня, подача учебного и игрового материала.

Специалист считает, что выстроить идеальную систему помощи детям с расстройствами аутистического спектра можно лишь в тесной взаимосвязи учителя-дефектолога, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение, воспитателей группы интегрированного обучения и воспитания, законных представителей детей при условии совместного планирования работы командой, правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых к детям.

«Всё решаемо, – подвела итог нашей беседы Валентина Михайловна, – нужно просто трудиться, не опуская рук».

Администрация учреждения и коллектив учителей-дефектологов, пользуясь возможностью, выразили слова благодарности администрации и специалистам областного и районного центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации за оказание своевременной консультативной и методической помощи, работу в тесной взаимосвязи на протяжении долгих лет.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity