Общество > Персоналии

1510

Речица и речичане. Десять вопросов собеседнику. Ирина Майорова о театре, кино и поворотах пути

 +

Мне импонируют люди, которые всего в жизни добиваются сами, несмотря
ни на что и даже вопреки. Жизнь выковывает характер человека испытаниями, что преподносит ему судьба. И тот, кто способен держать удар, умеет выстоять в трудностях, сохраняя человечность и теплоту души, вызывает настоящее уважение. Не зря говорят, кому много дано талантов, с того и спрос большой. Так судьба одной рукой дарит, а другой отнимает, словно бы наблюдая, как человек поступит. Разговор с Ириной Майоровой стал для меня особым открытием. Жизнь по-своему отдавала ей свою любовь, закаляя и неся уроки. Но сегодня наш рассказ о режиссуре и актерском мастерстве, о творчестве и поворотах пути.

Из биографии

Ирина Майорова родилась в городе Очакове, но считает своей родиной СССР. Когда девочке исполнилось два года, семья переехала в Ленинск (Байконур). Атмосфера города очень повлияла на ребенка, тема космоса стала ей близкой и родной. 7-й и 8-й классы Ирина оканчивала уже в СШ № 1 г. Речицы, как и художественную школу.

Поступила на театральное отделение Могилевского культурно-просветительного училища им. Н. К. Крупской, дипломную работу защитила постановкой «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира. Окончила учебное заведение с красным дипломом. Затем работала директором Сельского дома культуры в Короватичах, инструктором в ДКиТ «Нефтяник».

Позднее девушка стала студенткой режиссерского факультета Университета культуры и искусств в Минске. Дипломный спектакль поставила по пьесе Ф. Г. Лорки «Когда пройдет пять лет». Параллельно Ирина окончила школу моделей и манекенщиц Саши Варламова второго набора, получив сертификат международного образца. А также отучилась на курсах секретарей-референтов. В составе хореографической группы и в качестве модели довелось в течение года работать в Копенгагене. Кроме того, Ирина была солисткой студенческой группы «Дежа вю».

Еще в годы учебы девушка начала сниматься в кино. В частности, приняла участие в съемках трёх картин у голливудского режиссера Менахема Голана. Последней её киноработой стало участие в третьем сезоне сериала «Глухарь» в Москве. Всего Ирина приняла участие в 12 кинопроектах.

Служила актрисой в Минском областном драматическом театре (г. Молодечно). Там Ирина много играла и продолжала сниматься в кино.

Потом судьба совершила поворот, и девушка переехала в Москву, где стала преподавать в модельных и актерских школах, так как имеет и квалификацию преподавателя театральных дисциплин. В частности, преподавала на киностудии им. Горького в актерском агентстве «Амаркорд» (художественный руководитель – заслуженный артист СССР и РФ Владимир Конкин), в комитете конкурса красоты «Мисс Россия». Была актрисой Московского драматического театра «АпАРТе». Позднее работала в правовой сфере, в компании «Правовест» и других.

По семейным обстоятельствам Ирина Майорова вернулась в Речицу, где стала руководителем и режиссером народного театра «ИМПРО!» Городского дворца культуры и детского театра эстрады «Амадеус» в Центре творчества детей и молодёжи, чем и занимается в настоящее время.

 

1. Ирина Станиславовна, как сложилось, что Вы выбрали именно театральную профессию?

– Про театр я никогда не думала. Хотя бабушка в своё время играла в Речице в народном театре. Я же нередко пела на мероприятиях, а ещё окончила художественную школу и хотела стать художником. Решила поступать в Одесский колледж искусств, но не прошла по конкурсу. Очень расстроилась, даже выбросила кисточки и уже собиралась в 9-й класс, но маме на глаза попалось объявление о наборе в Могилевское училище. Поехали, там мне показали все отделения – хореографию, вокал, живопись, театр – и сказали, что возьмут на любое, аттестат был хороший. И я решила, раз всё умею: петь, танцевать, рисовать, то пойду на театральное. Мне очень повезло, потому что там у меня был чудесный педагог – Валентина Андреевна Зайцева, которая окончила режиссерский факультет у самого Андрея Гончарова в ГИТИСе. Она даже была знакома с Леонидом Енгибаровым! В училище впервые в свои 15–16 лет я сыграла Джульетту, потом Гертруду в «Гамлете» и была просто потрясена глубиной Шекспира.

Ирина Майорова - ведущая конкурса красоты. ДКиТ «Нефтяник», 1989 год
Ирина Майорова - ведущая конкурса красоты. ДКиТ «Нефтяник», 1989 год

Потом, когда уже работала во Дворце «Нефтяник» с Натальей Демидович, где меня приняли как родную, я создала театр моды «Силуэт». Сами сшили костюмы, сделали показ, а затем провели и первый конкурс красоты на новогоднем празднике. Творчество просто било ключом. Мне было настолько комфортно там работать, что, несмотря на красный диплом, как-то и не думала продолжать учёбу. Но судьба постучалась в двери. Ко мне пришла выпускница Могилевского училища, привела мою знакомую и стала уговаривать вместе поступать в институт культуры. И я решила посмотреть, что и как. Мы оплатили подготовительные курсы на месяц и поехали. И, конечно, когда я попала в эту творческую среду, то все сомнения отпали. Потом училась с удовольствием, к слову, была старостой группы, нередко участвовала в делах профкома.

2. Как Вы попали в кино?

– Это произошло на первом курсе. Во Дворце «Нефтяник» работал фотографом Виктор Якушев, мы очень дружили, он был для меня как отец или старший брат. Виктор учился на кинооператора во ВГИКе в Москве и пригласил нас с подругами приходить на показы фильмов в Дом кино в Минске. Потом я узнала, что там есть актерский отдел, пришла туда, рассказала, где учусь, и меня поставили на актерский учет. Так мне стали звонить, приглашать на кастинги и пробы. Я сразу попала в эпизоды, минуя массовку.

Как-то раз шла по киностудии, и меня остановила ассистент, которая знала, что я владею английским, и завела к голливудскому режиссеру Менахему Голану. На съемках его фильма «Путь к славе» я познакомилась с элитой белорусской оперы, со многими интереснейшими людьми.

На съемках фильма «Путь к славе» (слева направо): ДуДу Фишер, Ирина Майорова, Менахем Голан
На съемках фильма «Путь к славе» (слева направо): ДуДу Фишер, Ирина Майорова, Менахем Голан

В Москве была очень большая конкуренция. Но как актер я понимала, что нельзя отказываться ни от одного шанса и контакта, даже самой маленькой роли, пока ты раскручиваешься. Я обожаю драйв съемок: камера, мотор – и понеслось!

На съемках фильма «Путь к славе». Ирина Майорова справа
На съемках фильма «Путь к славе». Ирина Майорова справа
На съемках телесериала «Глухарь»
На съемках телесериала «Глухарь»

3. Как работалось в профессиональных театрах?

– Я люблю театр, и у меня были очень интересные роли, например, Пьеретта («8 любящих женщин»), Кэтти («Моя жена лгунья»), Рози («Без меня меня женили») и другие. Но я всегда старалась совмещать театр и кино. После окончания института жила в Минске, снималась там в кино и ездила в Молодечно, где располагался Минский областной драматический театр. Нужно было, чтобы в Минске не знали, что я работаю в Молодечно, потому что на съемки обычно зовут тех, кто ближе. Могут ночью позвонить, и ты утром должен явиться на студию. И я от всех скрывала, что мотаюсь на электричках.

Сцена из спектакля «Два плюс два». 1995 год
Сцена из спектакля «Два плюс два». 1995 год

В Московском драматическом театре «АпАРТе» с удовольствием вспоминаю мюзикл «Тряпичная кукла» в постановке Андрея Бачурина, где играла маму Марселы. И участвовала в групповых ансамблях. Я была счастлива работать там. Мы пели, играли, били степ, а на репетициях занимались им и по четыре часа. Потом шутила, что люди платят деньги за фитнес, уроки танцев и вокала, а у меня есть возможность бесплатно и профессионально заниматься всем этим на репетициях и в спектаклях.

Мюзикл «Тряпичная кукла»
Мюзикл «Тряпичная кукла»

В Москве было много предложений. Параллельно могла работать в разных местах. Так, прослушивалась на мюзикл «Норд Ост» и другие. Ходила на кастинги, снималась, в том числе и в ТВ-проектах.

4. Режиссер, актер. В сознании людей эти профессии окружает некий особый ореол. Расскажите, какие они для Вас?

– Уже с 15 лет я занималась режиссурой, но понимала, что, пока молодая, меня не будут воспринимать в этом качестве. Потому решила идти в актрисы, тем более что и внешние данные были хорошие.

Актер – профессия несвободная, он подчиняется замыслу режиссера, транслятор его мысли. Главная черта актера – эмоциональная заразительность, во-вторых, умение существовать в предлагаемых обстоятельствах, и самая суть актерской игры – это оценка. Как я оцениваю факт, который происходит, как я это переживаю и прихожу к какому-то решению. Эта оценка делает из тебя либо плохого актера, либо хорошего.

Режиссер – организатор всего творческого процесса, руководитель, автор, художник спектакля. Он хозяин на площадке. И он придумывает историю на основе драматургии. Например, чтобы Джульетта была современная девочка с синими волосами, а Ромео – наркоман. Или она – школьница-отличница, а он – золотой мальчик из богатой семьи. Режиссер – всеобъемлющая профессия. Актер копает только свою роль. А режиссер разрабатывает все линии. Он, как генерал на поле битвы, всё выстраивает.

На практике на киностудии «Беларусьфильм».  Съёмки фильма «Опознание» (реж. Николай Кочегаров), 1992 год
На практике на киностудии «Беларусьфильм». Съёмки фильма «Опознание» (реж. Николай Кочегаров), 1992 год

5. Работа актера на сцене и в кино отличается. А что ближе и интереснее Вам?

– Думаю, любой актер скажет, что в театре ему интереснее, потому что там идет рост персонажа. В театре ты можешь усовершенствовать свою роль дальше, а в кино снял, и всё. Актер в кино и театре может пережить множество вариантов жизней, побывать в разных эпохах, характерах. Хорошие актеры – мудрые люди, ведь они знают опыт многих персонажей.

В театре всегда одна семья. На съемках же собирается очень много разных интересных людей. А я обожаю общение, новые контакты.

В отличие от театра кино – более технологический процесс. В кино снимают эпизод, и дальше работает монтаж. В кино важна фотогеничность. И есть магия экрана. Киношники говорят: экран покажет.

На съемках фильма «Путь к славе»
На съемках фильма «Путь к славе»

А в театре ты один на один со зрителем здесь и сейчас. И всё зависит от множества нюансов: в каком состоянии ты пришел, болит у тебя что-то или нет, вдохновлен ли, выспался ли – всё будет на сцене. Непрофессиональный зритель может и не понять разницу, потому что есть еще техника актера, которая сделает правильной роль. И в любительском театре именно на этом зиждется спектакль.

Сцена из сказки «Тата». 1996 год
Сцена из сказки «Тата». 1996 год

Между любительским и профессиональным театром колоссальная разница. У них разные цели и задачи. Задача народного театра – дать возможность желающим реализовать себя на сцене. Неважно, насколько талантлив актер, я как режиссер должна выстроить роль так, чтобы зритель её принял. Поэтому я беру практически всех. Разве только если у человека проблемы с дикцией или вообще нет способности к перевоплощению.

Мюзикл-феерия «Секрет Ассоль» в постановке Ирины Майоровой. ГДК, 2016 год
Мюзикл-феерия «Секрет Ассоль» в постановке Ирины Майоровой. ГДК, 2016 год

6. Вы преподавали в модельных агентствах, учили актерскому мастерству, сейчас обучаете в народном театре. Это Ваше?

– Моё. В дипломе у меня написано «Режиссер, преподаватель театральных дисциплин». Так что это моя вторая профессия.

Кроме того, в какой-то момент я поняла, что многое уже знаю, умею и хочется это кому-то отдавать. Придя в театр в нашем городе, стала заниматься с ребятами. И теперь они поступают, получают профессию актера в Щукинском, ГИТИСе, БГАИ, творческих ссузах. Я горжусь этими людьми.

Очередные победы народного театра "ИМПРО!"
Очередные победы народного театра "ИМПРО!"

Сейчас в ГДК используем новую форму работы – актерский интенсив. Если есть желание поступить в театральный институт или творческий вуз, можно получить у нас индивидуальные занятия. И люди приходят.

На репетиции
На репетиции

7. Кого из режиссеров и актеров прошлого и современности Вы назвали бы своими учителями?

– Из режиссеров мой кумир – Марк Захаров. Я еще застала его живым, довелось встретить. Из актрис мой эталон – Людмила Гурченко. Её природа мне очень близка. Интересно, что одна из моих первых ролей в театре – Коза в мюзикле «Откройте, козлятки» (режиссер Казимир Малькович). И я все время вспоминала фильм «Мама», как она там играла. Мэрилин Монро – это из кино. Меня всегда поражала её экранная магия. Еще люблю Натали Портман.

 

8. Откуда появился интерес к модельным школам?

– Я училась в университете и понимала, что, если хочу быть актрисой, значит, должна многое уметь. Когда появились первые модельные агентства, помню бешеные кастинги в Доме кино, первые конкурсы красоты. Варламов меня отобрал на кастинге, проучилась у него с большим удовольствием. Мне было интересно расширить палитру своих возможностей. С нами работали одни из лучших педагогов и мастеров модельного бизнеса Беларуси. Довелось принять участие и в нескольких показах. К слову, в Беларуси отбор был более строгий, чем в той же Дании, где я также сотрудничала с международным модельным агентством.

Когда работала в комитете «Мисс Россия», занималась подготовкой девушек. Учила их этикету, многим другим дисциплинам. Работала и с победительницами конкурсов, из которых потом делали вокальную группу.

К слову, из модельного бизнеса часто идут в кино. Например, в индийском кино все красивые и в основном это модели.

Моя дочь Ангелина получила титул «Мисс Речица – 2020», сейчас она модель. Пусть у неё всё складывается успешно!

С дочерью Ангелиной. 2019 год
С дочерью Ангелиной. 2019 год. Фото Илоны Чвань

9. Чем любите заниматься в свободное время?

– Люблю петь, танцевать. Рисую. Правда, сейчас редко. Мечтаю заняться фотографией, делать художественное фото, а еще научиться ездить верхом. Всегда стремлюсь учиться новому, совершенствовать себя. Хотела бы много путешествовать. Очень люблю хорошую музыку и глубокое кино со смыслом. Чтобы после фильма или спектакля был шлейф в голове, и я его додумывала.

10. Что не приемлете в людях, в жизни и что для Вас главное?

– Когда-то моя любимая Людмила Марковна ответила на похожий вопрос – неблагодарность. А для меня важно, чтобы не предавали. Во всем. Везде. Я знаю, что такое предательство любимых, учеников, товарищей, друзей. Говорят, прощайте и любите врагов своих. И я подумала, может быть, все эти испытания были, чтобы я прошла какой-то свой цикл? Получила урок в жизни? Это, наверное, для меня основное. Остальное я переживу.

А ещё главное – это любовь. Она – высший дар и огромный труд. Это и есть для меня истинное счастье в жизни.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity