Речица и речичане. Десять вопросов собеседнику. Ирина Майорова о театре, кино и поворотах пути
Источник: Dneprovec.by Фото: из архива Ирины Майоровой
Мне импонируют люди, которые всего в жизни добиваются сами, несмотря
ни на что и даже вопреки. Жизнь выковывает характер человека испытаниями, что преподносит ему судьба. И тот, кто способен держать удар, умеет выстоять в трудностях, сохраняя человечность и теплоту души, вызывает настоящее уважение. Не зря говорят, кому много дано талантов, с того и спрос большой. Так судьба одной рукой дарит, а другой отнимает, словно бы наблюдая, как человек поступит. Разговор с Ириной Майоровой стал для меня особым открытием. Жизнь по-своему отдавала ей свою любовь, закаляя и неся уроки. Но сегодня наш рассказ о режиссуре и актерском мастерстве, о творчестве и поворотах пути.

Из биографии
Ирина Майорова родилась в городе Очакове, но считает своей родиной СССР. Когда девочке исполнилось два года, семья переехала в Ленинск (Байконур). Атмосфера города очень повлияла на ребенка, тема космоса стала ей близкой и родной. 7-й и 8-й классы Ирина оканчивала уже в СШ № 1 г. Речицы, как и художественную школу.
Поступила на театральное отделение Могилевского культурно-просветительного училища им. Н. К. Крупской, дипломную работу защитила постановкой «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира. Окончила учебное заведение с красным дипломом. Затем работала директором Сельского дома культуры в Короватичах, инструктором в ДКиТ «Нефтяник».
Позднее девушка стала студенткой режиссерского факультета Университета культуры и искусств в Минске. Дипломный спектакль поставила по пьесе Ф. Г. Лорки «Когда пройдет пять лет». Параллельно Ирина окончила школу моделей и манекенщиц Саши Варламова второго набора, получив сертификат международного образца. А также отучилась на курсах секретарей-референтов. В составе хореографической группы и в качестве модели довелось в течение года работать в Копенгагене. Кроме того, Ирина была солисткой студенческой группы «Дежа вю».
Еще в годы учебы девушка начала сниматься в кино. В частности, приняла участие в съемках трёх картин у голливудского режиссера Менахема Голана. Последней её киноработой стало участие в третьем сезоне сериала «Глухарь» в Москве. Всего Ирина приняла участие в 12 кинопроектах.
Служила актрисой в Минском областном драматическом театре (г. Молодечно). Там Ирина много играла и продолжала сниматься в кино.
Потом судьба совершила поворот, и девушка переехала в Москву, где стала преподавать в модельных и актерских школах, так как имеет и квалификацию преподавателя театральных дисциплин. В частности, преподавала на киностудии им. Горького в актерском агентстве «Амаркорд» (художественный руководитель – заслуженный артист СССР и РФ Владимир Конкин), в комитете конкурса красоты «Мисс Россия». Была актрисой Московского драматического театра «АпАРТе». Позднее работала в правовой сфере, в компании «Правовест» и других.
По семейным обстоятельствам Ирина Майорова вернулась в Речицу, где стала руководителем и режиссером народного театра «ИМПРО!» Городского дворца культуры и детского театра эстрады «Амадеус» в Центре творчества детей и молодёжи, чем и занимается в настоящее время.
1. Ирина Станиславовна, как сложилось, что Вы выбрали именно театральную профессию?
– Про театр я никогда не думала. Хотя бабушка в своё время играла в Речице в народном театре. Я же нередко пела на мероприятиях, а ещё окончила художественную школу и хотела стать художником. Решила поступать в Одесский колледж искусств, но не прошла по конкурсу. Очень расстроилась, даже выбросила кисточки и уже собиралась в 9-й класс, но маме на глаза попалось объявление о наборе в Могилевское училище. Поехали, там мне показали все отделения – хореографию, вокал, живопись, театр – и сказали, что возьмут на любое, аттестат был хороший. И я решила, раз всё умею: петь, танцевать, рисовать, то пойду на театральное. Мне очень повезло, потому что там у меня был чудесный педагог – Валентина Андреевна Зайцева, которая окончила режиссерский факультет у самого Андрея Гончарова в ГИТИСе. Она даже была знакома с Леонидом Енгибаровым! В училище впервые в свои 15–16 лет я сыграла Джульетту, потом Гертруду в «Гамлете» и была просто потрясена глубиной Шекспира.

Потом, когда уже работала во Дворце «Нефтяник» с Натальей Демидович, где меня приняли как родную, я создала театр моды «Силуэт». Сами сшили костюмы, сделали показ, а затем провели и первый конкурс красоты на новогоднем празднике. Творчество просто било ключом. Мне было настолько комфортно там работать, что, несмотря на красный диплом, как-то и не думала продолжать учёбу. Но судьба постучалась в двери. Ко мне пришла выпускница Могилевского училища, привела мою знакомую и стала уговаривать вместе поступать в институт культуры. И я решила посмотреть, что и как. Мы оплатили подготовительные курсы на месяц и поехали. И, конечно, когда я попала в эту творческую среду, то все сомнения отпали. Потом училась с удовольствием, к слову, была старостой группы, нередко участвовала в делах профкома.
2. Как Вы попали в кино?
– Это произошло на первом курсе. Во Дворце «Нефтяник» работал фотографом Виктор Якушев, мы очень дружили, он был для меня как отец или старший брат. Виктор учился на кинооператора во ВГИКе в Москве и пригласил нас с подругами приходить на показы фильмов в Дом кино в Минске. Потом я узнала, что там есть актерский отдел, пришла туда, рассказала, где учусь, и меня поставили на актерский учет. Так мне стали звонить, приглашать на кастинги и пробы. Я сразу попала в эпизоды, минуя массовку.
Как-то раз шла по киностудии, и меня остановила ассистент, которая знала, что я владею английским, и завела к голливудскому режиссеру Менахему Голану. На съемках его фильма «Путь к славе» я познакомилась с элитой белорусской оперы, со многими интереснейшими людьми.

В Москве была очень большая конкуренция. Но как актер я понимала, что нельзя отказываться ни от одного шанса и контакта, даже самой маленькой роли, пока ты раскручиваешься. Я обожаю драйв съемок: камера, мотор – и понеслось!


3. Как работалось в профессиональных театрах?
– Я люблю театр, и у меня были очень интересные роли, например, Пьеретта («8 любящих женщин»), Кэтти («Моя жена лгунья»), Рози («Без меня меня женили») и другие. Но я всегда старалась совмещать театр и кино. После окончания института жила в Минске, снималась там в кино и ездила в Молодечно, где располагался Минский областной драматический театр. Нужно было, чтобы в Минске не знали, что я работаю в Молодечно, потому что на съемки обычно зовут тех, кто ближе. Могут ночью позвонить, и ты утром должен явиться на студию. И я от всех скрывала, что мотаюсь на электричках.

В Московском драматическом театре «АпАРТе» с удовольствием вспоминаю мюзикл «Тряпичная кукла» в постановке Андрея Бачурина, где играла маму Марселы. И участвовала в групповых ансамблях. Я была счастлива работать там. Мы пели, играли, били степ, а на репетициях занимались им и по четыре часа. Потом шутила, что люди платят деньги за фитнес, уроки танцев и вокала, а у меня есть возможность бесплатно и профессионально заниматься всем этим на репетициях и в спектаклях.

В Москве было много предложений. Параллельно могла работать в разных местах. Так, прослушивалась на мюзикл «Норд Ост» и другие. Ходила на кастинги, снималась, в том числе и в ТВ-проектах.
4. Режиссер, актер. В сознании людей эти профессии окружает некий особый ореол. Расскажите, какие они для Вас?
– Уже с 15 лет я занималась режиссурой, но понимала, что, пока молодая, меня не будут воспринимать в этом качестве. Потому решила идти в актрисы, тем более что и внешние данные были хорошие.
Актер – профессия несвободная, он подчиняется замыслу режиссера, транслятор его мысли. Главная черта актера – эмоциональная заразительность, во-вторых, умение существовать в предлагаемых обстоятельствах, и самая суть актерской игры – это оценка. Как я оцениваю факт, который происходит, как я это переживаю и прихожу к какому-то решению. Эта оценка делает из тебя либо плохого актера, либо хорошего.
Режиссер – организатор всего творческого процесса, руководитель, автор, художник спектакля. Он хозяин на площадке. И он придумывает историю на основе драматургии. Например, чтобы Джульетта была современная девочка с синими волосами, а Ромео – наркоман. Или она – школьница-отличница, а он – золотой мальчик из богатой семьи. Режиссер – всеобъемлющая профессия. Актер копает только свою роль. А режиссер разрабатывает все линии. Он, как генерал на поле битвы, всё выстраивает.

5. Работа актера на сцене и в кино отличается. А что ближе и интереснее Вам?
– Думаю, любой актер скажет, что в театре ему интереснее, потому что там идет рост персонажа. В театре ты можешь усовершенствовать свою роль дальше, а в кино снял, и всё. Актер в кино и театре может пережить множество вариантов жизней, побывать в разных эпохах, характерах. Хорошие актеры – мудрые люди, ведь они знают опыт многих персонажей.
В театре всегда одна семья. На съемках же собирается очень много разных интересных людей. А я обожаю общение, новые контакты.
В отличие от театра кино – более технологический процесс. В кино снимают эпизод, и дальше работает монтаж. В кино важна фотогеничность. И есть магия экрана. Киношники говорят: экран покажет.

А в театре ты один на один со зрителем здесь и сейчас. И всё зависит от множества нюансов: в каком состоянии ты пришел, болит у тебя что-то или нет, вдохновлен ли, выспался ли – всё будет на сцене. Непрофессиональный зритель может и не понять разницу, потому что есть еще техника актера, которая сделает правильной роль. И в любительском театре именно на этом зиждется спектакль.

Между любительским и профессиональным театром колоссальная разница. У них разные цели и задачи. Задача народного театра – дать возможность желающим реализовать себя на сцене. Неважно, насколько талантлив актер, я как режиссер должна выстроить роль так, чтобы зритель её принял. Поэтому я беру практически всех. Разве только если у человека проблемы с дикцией или вообще нет способности к перевоплощению.

6. Вы преподавали в модельных агентствах, учили актерскому мастерству, сейчас обучаете в народном театре. Это Ваше?
– Моё. В дипломе у меня написано «Режиссер, преподаватель театральных дисциплин». Так что это моя вторая профессия.
Кроме того, в какой-то момент я поняла, что многое уже знаю, умею и хочется это кому-то отдавать. Придя в театр в нашем городе, стала заниматься с ребятами. И теперь они поступают, получают профессию актера в Щукинском, ГИТИСе, БГАИ, творческих ссузах. Я горжусь этими людьми.

Сейчас в ГДК используем новую форму работы – актерский интенсив. Если есть желание поступить в театральный институт или творческий вуз, можно получить у нас индивидуальные занятия. И люди приходят.

7. Кого из режиссеров и актеров прошлого и современности Вы назвали бы своими учителями?
– Из режиссеров мой кумир – Марк Захаров. Я еще застала его живым, довелось встретить. Из актрис мой эталон – Людмила Гурченко. Её природа мне очень близка. Интересно, что одна из моих первых ролей в театре – Коза в мюзикле «Откройте, козлятки» (режиссер Казимир Малькович). И я все время вспоминала фильм «Мама», как она там играла. Мэрилин Монро – это из кино. Меня всегда поражала её экранная магия. Еще люблю Натали Портман.
8. Откуда появился интерес к модельным школам?
– Я училась в университете и понимала, что, если хочу быть актрисой, значит, должна многое уметь. Когда появились первые модельные агентства, помню бешеные кастинги в Доме кино, первые конкурсы красоты. Варламов меня отобрал на кастинге, проучилась у него с большим удовольствием. Мне было интересно расширить палитру своих возможностей. С нами работали одни из лучших педагогов и мастеров модельного бизнеса Беларуси. Довелось принять участие и в нескольких показах. К слову, в Беларуси отбор был более строгий, чем в той же Дании, где я также сотрудничала с международным модельным агентством.
Когда работала в комитете «Мисс Россия», занималась подготовкой девушек. Учила их этикету, многим другим дисциплинам. Работала и с победительницами конкурсов, из которых потом делали вокальную группу.
К слову, из модельного бизнеса часто идут в кино. Например, в индийском кино все красивые и в основном это модели.
Моя дочь Ангелина получила титул «Мисс Речица – 2020», сейчас она модель. Пусть у неё всё складывается успешно!

9. Чем любите заниматься в свободное время?
– Люблю петь, танцевать. Рисую. Правда, сейчас редко. Мечтаю заняться фотографией, делать художественное фото, а еще научиться ездить верхом. Всегда стремлюсь учиться новому, совершенствовать себя. Хотела бы много путешествовать. Очень люблю хорошую музыку и глубокое кино со смыслом. Чтобы после фильма или спектакля был шлейф в голове, и я его додумывала.

10. Что не приемлете в людях, в жизни и что для Вас главное?
– Когда-то моя любимая Людмила Марковна ответила на похожий вопрос – неблагодарность. А для меня важно, чтобы не предавали. Во всем. Везде. Я знаю, что такое предательство любимых, учеников, товарищей, друзей. Говорят, прощайте и любите врагов своих. И я подумала, может быть, все эти испытания были, чтобы я прошла какой-то свой цикл? Получила урок в жизни? Это, наверное, для меня основное. Остальное я переживу.
А ещё главное – это любовь. Она – высший дар и огромный труд. Это и есть для меня истинное счастье в жизни.
Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by