Десять вопросов собеседнику: Речичанин Александр Томилин. Об упорстве, счастье петь и пути к мечте длиной в 37 лет
Источник: Dneprovec.by Фото: автора и из архива Александра Томилина
Согласитесь, когда человек сквозь годы настойчиво движется к своей цели, это вызывает подлинное уважение. Сегодня у нас в гостях речичанин Александр Томилин, к исполнению своей мечты он прошел путь длиной в 37 лет. Итак, познакомимся с этой удивительной историей.
Из биографии

Александр родился в Речице, окончил среднюю школу № 8. Отец Александр Яковлевич Бондаренко и мать Валентина Романовна работали на гидролизно-дрожжевом заводе. Окончил Приборское СПТУ по специальности «Водитель-автослесарь». Службу в Вооружённых Силах проходил в составе Группы советских войск в Германии. Потом работал в России, Беларуси, Прибалтике. Вошел в первый состав речицкой рок-группы «Астрал» в качестве бас-гитариста, позже стал менеджером коллектива, работал также с панк-группой «Знамя Юности» из Гомеля. Начиная с 2004 года и до сего дня принял участие в 11 международных конкурсах как эстрадный исполнитель, на каждом из которых получил диплом за призовое место, выступал на ряде праздничных мероприятий в родном городе. В 2022 году стал лауреатом II степени Международного фестиваля-конкурса Creativitа senza Frontiere, проходившего в Риме (Италия).
1. Александр, как родилась твоя мечта?
– Моя мама Валентина Романовна принимала участие в художественной самодеятельности, и я, будучи маленьким, всегда был с ней. Старался улучить момент перерыва на репетиции или после выступления и, когда никого не было на сцене, выходил туда и представлял себя артистом! А ещё мой старший брат Сергей очень хорошо играл на гитаре, конечно, и мне хотелось научиться. Я тайком брал его инструмент, что-то пытался наигрывать, настройка сбивалась, а потом получал нахлобучку от брата. И не мог понять, откуда он узнавал, что я брал гитару. Это объяснил сосед по лестничной площадке Вячеслав Шарапов, который и научил меня настраивать инструмент.
Самым первым и запомнившемся на всю жизнь было выступление в 1983 году в доме-интернате для инвалидов. Мы с ребятами решили создать группу, нашли там место для занятий и даже кое-что из аппаратуры. А в благодарность пообещали подготовить выступление к Новому году. Очень тронуло за душу то, с какой радостью, с каким желанием жить танцевали воспитанники интерната, как светились счастьем их глаза.
Во время службы в армии тоже принимал участие в самодеятельности. Потом вернулся, продолжал играть, на слух подбирал мелодии, басовые партии на гитаре. Это были трудные 90-е годы, надо было зарабатывать. Поехал в Россию. Там познакомился с ребятами из рок-группы, пришел к ним на репетицию, сыграл подобранную на слух басовую партию песни «Пасмурное утро» группы «Рок-острова», после чего руководитель коллектива подарил мне полуакустическую бас-гитару «Орфей» (она до сих пор дома у меня на стенке висит) и сказал: «Это твой инструмент, никогда не бросай играть». Так ко мне пришло уже более осмысленное желание выступать на сцене.

2. Как ты попал в «Астрал» и что было потом?
– Как-то раз ехал в автобусе и случайно познакомился с Валентином Славиковским, он тогда создавал группу «Астрал». Им нужен был басист, так я туда и попал. У меня на тот момент была советская бас-гитара «Урал», которая при игре издавала звуки типа «дук-дук-дук». Это прямо напоминало строительный инструмент – шлямбур. И я решил купить новую гитару. Поехал работать в Эстонию. Там зашел в один магазин подержанных инструментов, и… это было как любовь с первого взгляда! Увидел на стене чёрную гитару, кофр скрипичный внизу. Даже не спросил, сколько стоит, и сказал: «Беру!» Попросил у начальства денег и потом не выпускал гитару из рук, в первую ночь даже уснул с ней в обнимку.

Позже поработал с «Астралом» в качестве директора, ездил с ребятами в Минск, на съемки программы «Акколада», потом возил туда же гомельскую панк-группу «Знамя Юности».
Вот так всё время краем задевал эти сферы и ловил себя на мысли, что всё как-то наполовину. Потом решил: буду упрямо идти к своей цели.
3. И какой оказалась твоя новейшая история?
– В 2004 году я работал в Городском доме культуры рабочим по сцене и по совместительству звукооператором. Директором ГДК был Дмитрий Демешко, он и предложил мне принять участие в областном отборочном туре для участия в IV Республиканском фестивале афганской песни «Афганистан – боль души моей». Он знал, что эта тема мне близка, в Афганистане проходил службу мой старший брат. Тогда я понял, что это мой шанс, и принял участие. Там мне выдали путёвку на республиканский конкурс-фестиваль афганской песни в Минске. Потом я подал заявку на участие в областном конкурсе «Ступени», но не прошёл по возрасту. Наступило затишье в выступлениях, тогда было немного конкурсов и попасть на них было не так просто. Хватало и радостей, и разочарований, но всегда и во всём меня поддерживала моя мама, которой, к сожалению, нет рядом уже восемь лет.

Друзья, возможно вы заметили, что теперь на сайте публикуются не все «газетные материалы». Так будет и далее. И если вы хотите читать все самое интересное в электронном варианте, вы можете купить цифровую версию газеты (или подписаться) по ссылке ниже. Стоимость 1 электронного экземпляра всего 1 рубль.
→ https://belkiosk.by/dneprov
Подписаться на бумажную версию газеты:
→ https://dneprovec.by/subscribe.html
4. Как же ты попал на фестиваль в Италию?
– Тут тоже своя история. В феврале 2018 года я решил сделать брату подарок и принял участие в праздничном концерте, спев песню «Падала синяя птица» группы «Голубые береты». По окончании мероприятия ко мне подошла методист ГДК Людмила Горелова и предложила участвовать в городских мероприятиях в качестве солиста. И пошёл опыт – площадки, выступления на концертах.
В 2019 году праздник 8 Марта проводила Людмила Гризунова, я спел на этом мероприятии. Потом она узнала, что в Минске будет проводиться I Международный фестиваль-конкурс Diamonds, а вначале – отборочные туры по областным городам. В декабре на таком отборочном туре по Гомельской области я стал лауреатом III степени и получил право принять участие в финале конкурса Diamonds в феврале 2020 года. Председателем жюри там был потрясающий человек, талантливый певец, музыкант, композитор, президент Ассоциации М.И.Ф., директор Международного конкурса Creativitа senza Frontiere в Италии, а также организатор международных «Культурных обменов» Микеле Пома. Мне довелось познакомиться с ним и сделать фото на память.
Тогда в Минске я получил две награды, став дипломантом III степени и лауреатом III степени. Но самой большой ценностью стали приглашение и сертификат на участие в Международном фестивале-конкурсе в Италии. К сожалению, судьба распорядилась так, что с началом пандемии COVID-19 границы закрылись, а затем фестиваль был отложен на два года. Однако это время прошло с пользой, я принял участие во множестве конкурсов.
5. И в каждом из них тебя ожидало призовое место?
– Оказалось, да. Честно говоря, я поначалу расстраивался, что нет Гран-при, а потом решил, что это не самоцель. Для меня в первую очередь важно спеть именно так, чтобы тебя услышали, поняли твою историю, твою душу. Быть услышанным дорогого стоит.

6. С каким репертуаром ты отправился на конкурс в Италию?
– Еще перед фестивалем Diamonds я услышал песню Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской «На то тебя Господь благословил». Это произведение не оставляет равнодушным никого, тронуло оно и мою душу. Я обратился к отцу Виктору (Зинкевичу) из Козья, так как знал, что он поддерживает добрые отношения с Ядвигой Поплавской и Александром Тихановичем. Он позвонил Ядвиге Константиновне и попросил для меня фонограмму этого музыкального произведения. Она её предоставила. Я очень дорожу этой песней, и тогда для себя решил, что обязательно возьму её с собой в Италию. В качестве второй конкурсной композиции выбрал песню «Бялявая, чарнявая» из репертуара «Песняроў». И тут сразу же родилась идея костюма – вышиванка.
7. Наверняка поездка оставила очень яркие впечатления! Поделишься?
– Ехал я сам по себе, а вообще из Беларуси было три автобуса. И участники, и члены команды поддержки. Перед поездкой я простудился и заболел. Прибыли на место, днём заселились, а назавтра уже конкурсная программа. И таблетки пил, и капли капал. А потом решил – как уж есть. Но насморк, конечно, влияет на произношение. Перед выступлением я думал, что ещё миг – и моя мечта станет реальностью, вспоминал маму, свою первую учительницу, всех, кто помогал, и то, сколько сил было потрачено. Всё было так необычно, как первый прыжок с парашютом.

Перед началом конкурса познакомился с девушками из Германии, моими конкурентками в номинации «Вокал» (всех номинаций было пять: «Вокал», «Инструментальное творчество», «Хореография», «Изобразительное искусство» и «Театр моды». – Прим. авт.). Мы все улыбались друг другу, были как одна семья – никакой борьбы не чувствовалось. Было вовсе не важно откуда ты: из Германии, Турции, Швейцарии. Все понимали, что это праздник творчества. Ведь фестиваль так и называется «Творчество без границ». К слову, на него прибыло 200 участников из 15 стран Европы.
Потом были два дня ожидания. Хочу отметить высокую организацию мероприятия, как конкурсной, так и культурной программы. Мы с экскурсиями посетили Колизей, Капитолий, Римский Форум и множество других исторических мест, попробовали итальянские кулинарные изыски. Запомнилась доброжелательность итальянцев, они всегда улыбаются, очень радушные и позитивные люди. Удалось накупаться в море и позагорать. Десять дней в Риме пролетели как один миг.
В нашем блоке было пятеро членов жюри из Швейцарии, Молдовы, Беларуси, Грузии, Эстонии. Они оценивали участников по разным критериям, например: репертуар, подходящий по возрасту, чистота интонации и качество звучания, исполнительское мастерство. По сумме баллов определялась степень лауреата. Первое место у нас не получил никто, мне досталось второе, горжусь, что удалось обойти конкурентов. А после награждения был гала-концерт, длившийся до часа ночи.

8. Кого бы ты назвал своими учителями?
– Главные учителя – сама жизнь, а ещё моя мама. По вокалу же я занимался и получал консультации у таких педагогов, как: Сергей Счеснович (Россия), Григорий Нерушевский, Михаил Атрохов, Галина Говорушко, Таисия Серикова. Учился у хороших исполнителей, много слушал Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, ансамбль «Песняры», Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича. Не спорю, каких-то технических моментов у меня не хватает, но я пою душой. И эти свои поездку и победу я посвящаю моей маме, а еще первой учительнице Марии Петровне Шишовой. Несказанно благодарен Ядвиге Поплавской и Александру Тихановичу за такую песню! А ещё хочу сказать большое спасибо моему директору Марине Ермашкевич, благодаря её помощи эта поездка была так хорошо подготовлена.
9. Какие смыслы ты хочешь нести людям в своём творчестве?
– Плохих песен нет, любая музыка или песня чему-то учат. Доброте, порядочности, милосердию, любви. А на любви весь мир держится. Песни я выбираю сердцем, душой. Понравилось высказывание одного поэта. Раньше песни были такие хорошие, потому что их писали на стихи, а сейчас – на тексты. Конечно, коммерческая музыка тоже имеет место быть. Каждый выбирает по своему вкусу.
10. Говорят, когда человек очень долго к чему-то стремится и в итоге добивается своей цели, то дальше не знает, что делать. А ты знаешь?
– Знаю. Получил приглашения на фестиваль-конкурс «Арт-парад» в Витебске и на пятый юбилейный фестиваль-конкурс «Творчество без границ» в Италии, которые состоятся в будущем году. А еще буду просто петь. Петь для вас и для души.
Мечты должны осуществляться. Вот так исполнилась моя, а занятое место – хороший бонус. Я хочу пожелать людям мечтать, ставить цели, добиваться, идти к ним во что бы то ни стало, потому что это стоит того. Путь не всегда бывает лёгким, чаще наоборот. Но чем сложнее, тем больше человек закаляется и тем радостнее победа. И сейчас я по-настоящему счастлив.
Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. dnepr@mail.gomel.by