Чтобы речичане понимали. Об откровенности в соцсетях и том, кому и как она полезна
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
В конце второго месяца зимы – 28 января – в мире отмечался День защиты персональных данных, который ещё называют Днём частной жизни. Как показывают исследования, средний пользователь социальных сетей проводит в них 2 часа 23 минуты в день. Сегодня в соцсетях насчитывается более пяти миллиардов активных учётных записей: за 2024 год в среднем в мире появлялось 8,4 новых пользователя социальных сетей в (!) секунду.

В соцсетях есть две категории людей. Первые – те, кто с разной периодичностью и варьирующейся степенью откровенности выставляют на показ личную жизнь и бытовые подробности. Вторые – те, кто почти ничего не постит, но внимательно и, как правило, молча наблюдает за «плодами творчества» тех, на кого подписан. Лично я отношусь скорее к первой категории. Тем более что через соцсети я не раз решала важные для меня вопросы: находила героев для интервью, а также познакомилась с сообществом спасателей стрижей в Беларуси, когда на дороге обнаружила птенца неизвестной мне птички и обратилась в Instagram с вопросом: «Кто это и что мне с ним теперь делать?». Мне сразу же сбросили контакты людей, которые могут подсказать-помочь-наставить. Малыш был спасен, ура.
Однако у соцсетей есть и обратная сторона. Излишняя откровенность может, например, помочь вездесущим мошенникам собрать о вас важную информацию. Например, какие у вас есть родственники, как их зовут, чтобы позвонить, сымитировав с помощью искусственного интеллекта голос близкого вам человека, и срочно попросить денег.
Известны случаи, когда домовые воры вычисляли по соцсетям периодичность, с какой человек выставлял сторис с работы и из дома, понимали, когда квартира свободна, и наведывались «в гости». Чем можно поживиться в жилье, владелец аккаунта также охотно и с огоньком выкладывал в сеть. Мотив? Старое доброе тщеславие. Да ещё желание быть «не хуже остальных».
Другой момент: сотрудникам некоторых служб негласно запрещено выставлять в соцсети фото в купальнике или плавках, делиться видео с веселых застолий. Тем более постить что-то, связанное с работой. В разных странах то и дело вспыхивают новости о том, что кто-то был уволен за неподобающие слова в адрес корпорации, где работает, в своем аккаунте или за то, что разболтал или показал то, что показывать не стоило. Вот вам и безобидные «фоточки в Instagram». Ведь вся информация, которая попадает в сеть, по сути, остается там навсегда. Даже если, как вам кажется, вы её удалили.
Есть нюансы и со стороны построения личного бренда. Что это такое? Ваш образ, который, как ни крути, формируется благодаря каждому вашему посту, сторис или рилсу в глазах потенциальных работодателей, клиентов и заказчиков. Специалисты рекомендуют даже прописать те качества, которые вы хотите транслировать и показывать не напрямую, а через бытовые вещи. Естественно, вы – главная витрина своей услуги. Если вы нутрициолог и, скажем так, торгуете обещанием энергичности, здоровья, то точно должны выглядеть и вести себя соответствующе. Нутрициологи, которые непрерывно жалуются в соцсетях на болезни и недостаток сил, но обещают своим заказчикам помочь достичь богатырского здоровья и избавления от хворей, априори доверия не вызывают. Туда же добавляем коучей, у которых нет ни карьеры, ни достижений в других сферах. Туда же эзотериков-тарологов, которые божатся ответить на все вопросы и помочь найти предназначение за деньги, а сами при этом ютятся в съёмной квартире и зарабатывают с кротиный хвостик. Себе сразу помогите, помогаторы.
В общем, вы поняли: если перед вами стоит задача предложить себя как специалиста-творца-мастера, тщательно проверьте, коррелируется ли аватар, который вы выстраиваете в соцсетях, с тем, что вы монетизируете или хотите монетизировать.
Да, есть блогеры, которые показывают каждый свой шаг. Покупают дорогое осветительное оборудование, микрофоны. Но это их профессия, которой они зарабатывают на жизнь. Как раз у них почти всегда есть бренд-бук – сумма основных показателей их позиционирования. Если простыми словами, того, как им стоит вести себя на публике, на какие темы говорить с подписчиками. Вплоть до того, использовать нормативную лексику или нет и как именно обращаться к аудитории: как «свой пацан», как «девочка-девочка» с тонким голоском или как «роковая женщина» с хрипотцой и томными паузами. Информация от тех, кто составлял подобные инструкции, исходя из целей клиента-блогера.
«Да не собираюсь я ничего продавать или менять работу! Да и мошенников с воришками не боюсь, буду постить, что хочу», – можете отмахнуться вы. Однако никогда не угадаешь, что будет дальше. Может быть, вас захотят повысить или предложить работу мечты в структуре или компании со строгими требованиями. В таких учреждениях всегда есть служба безопасности, которая изучит ваши соцсети вдоль и поперек. Даже в резюме у многих соискателей теперь просят сразу указывать названия своих аккаунтов. И если что-то вызовет двоякое прочтение или отторжение, их сразу вычеркивают из списка, не доходя до собеседования. Не стоит дуть на воду, но всё-таки уделите время тому, чтобы привести свой контент в соответствие с тем, кто вы и куда стремитесь.