Общество > Сельская жизнь

2887

Населенные пункты Речицкого района. Семёновка, которая жива...

 +

...Отправная точка материала о деревне Семёновка – ошибка: проскочила в статье «Фронтовая слава братьев Бобровников...» (номер за 18 ноября). Статья об истинных героях Великой Отечественной войны. Вот только в ее первых строках этакое: Семёновка сегодня не существует. Пошли звонки читателей. В общем-то доброжелательные. С пожеланием о населенном пункте прочитать нечто серьезное.

 

Экскурс в историю показывает...

Семёновка известна с XIX века, входила в Холмечскую волость и Холмечский церковный приход. В 1908 году – в деревне 78 дворов и 573 жителя.

В 1929-м в населенном пункте развернулась организация колхоза «Украинец». Название объясняется большинством местного населения: украинцы.

Семёновский сельский Совет – украинско-национальный. И если в аналогично-тогдашних административных единицах колхозов, как правило, имелось несколько, то в сельсовете Семёновском – только один. Деревня же тянулась километров на пять. В ней – 212 дворов и 1172 жителя.

Семёновка находилась под пристальным оком не только ОГПУ, но и милиции. Обвинения, нередко абсурдные, выдвигались как в отношении ее рядовых жителей, так и руководства сельского Совета.

В 1932–1933 гг. к расстрелу были приговорены единоличники Игнатий Ефимович Баранов (1870 г. р.), Роман Андреевич Ковальчук (1898 г. р.), Игнатий Лазаревич Сафронов (1898 г. р.), Иван Степанович Черныш (1897 г. р.)

В начале 1933 года был арестован Ефим Иванович Чечило, председатель сельского Совета. Через пять дней постановлением ПП ОГПУ был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу (с конфискацией имущества).

8 октября того же 1933-го на столы секретаря Речицкого РК КП(б)Б и председателя райисполкома легла информация в отношении уже нового председателя Семёновского сельсовета Гапоненко и секретаря Алексея Когаля. Утверждалось: они пьянствуют, потворствуют единоличникам. Более того, «...ёсьць зьвесткі, што Когаль удзельнічаў у бандзе Семкова – 1925–1928 гг., у яго засталося ад банды 50 рэвальвераў, якія Когаль рэалізаваў між грамадзянамі Сямёнаўскага сельсавету…»

Поиск явно мифических револьверов увенчался изъятием оружия лишь у Демида Гапоненко, а далее «...таксама падлягае ізьяццю браунінг, дадзены ім Бязручку і браунінг, знаходзячыйся ў самога Когаля…»

Секретарь сельсовета арестован, председатель лишился должности с направлением дела в следственные органы. И это до согласия райкома партии и райисполкома.

Будь на самом деле у секретаря сельского Совета 50 револьверов, ими можно было бы вооружить всю речицкую милицию и ОГПУ. Да и тогдашние бандформирования оружие имели не в виде револьверов, а обрезов ружей или винтовок.

...Накануне Великой Отечественной войны в Семёновке – 330 дворов и 1080 жителей. Значительный рост изб при уменьшении жителей (сравнение с 1929 годом) можно объяснить стремлением тогдашнего сельского населения раздела семей с целью (основная) смягчения бремени налогов (на единоличников особо высокие).

Многие из уроженцев Семёновки уже в начале 1941 года находились в Красной Армии. Десятки ушли на фронт в первые же дни фашистской агрессии.

...Территорию Речицкого района коварный враг оккупировал 23 августа 1941-го. Следовательно, ровно два месяца прошли в режиме тревожного ожидания с надеждой: Красная Армия фашистов сегодня-завтра вышибет обратно, а фронтовики возвратятся к своим семьям.

Колхоз «Украинец» до прихода оккупантов своевременно отправил на восток общественный скот, в фонд Красной Армии собрал несколько тонн зерна.

Во второй половине июля в Семёновке побывала агитбригада отдела агитации и пропаганды ЦК КП(б)Б. В ее отчете констатировано: в колхозе «Украинец» «...проведены кроме групповых и индивидуальных бесед собрания колхозников с вопросом «О военных действиях на фронте, работе тыла»; «...у репродуктора собралась большая толпа народа, призывая друг друга соблюдать тишину». В числе основных вопросов, поступивших от сельчан: «Почему не приняты меры к командирам, давшим приказ уничтожить аэродромы (Речицкий и Холмечский)». Конечно же, внятного ответа не последовало.

...Что ни воин, ушедший на фронт из Семёновки, то пример истинной отваги и мужества.

Вот Владимир Иванович Безручко (род. в 1911 году). В Красной Армии с 1941-го: гвардии старшина 57-го гвардейского танкового полка 5-й гвардейской армии. В представлении к ордену Отечественной войны II ст. отмечено: «За время боевых действий т. Безручко проявил исключительную смелость и отвагу. Меткими выстрелами из пушки и пулемета уничтожил 2 легких танка противника, 1 бронемашину, 2 колесные машины и до 30 гитлеровцев» (ЦАМО. Фонд 33, опись 686044, единица хранения 298).

Бесстрашный танкист погиб 29 августа 1943 года в районе села Ольшаны (Харьковская область, Украина).

Посмотрим на боевой путь ефрейтора Ивана Петровича Дубовца (род. в 1914 году). 24 июля 1943 года был представлен к награждению медалью «За отвагу». Читаешь документ (несколько сумбурный) и понимаешь: наград должно быть уже несколько: «...тов. Дубовец в Красной армии с 29 мая 1941 г. Участвуя в боях Отечественной войны с первых дней ее объявления, он участник многих ожесточенных боев с фашистами. Мужественно и самоотверженно защищал и защищает нашу Родину. За период напряженных боев с врагом т. Дубовец имеет 3 ранения. 1-й раз был ранен под г. Орша, Белорусская ССР, 15 июня 1941 г. В период трехдневных ожесточенных боев в р-не этого города т. Дубовец в составе 413 стрелкового полка дрался, сдерживая ожесточенный натиск немецких войск. По выходе из госпиталя т. Дубовец участвовал в боях в составе 48 танковой бригады в районе Харькова, Юго-Западного фронта, сдерживая наступление немецких воск под ст. Лизвачевка, в ожесточенном бою он 13 мая 1942 г. был ранен 2-й раз в область грудной клетки, ранение было тяжелое. По выздоровлении т. Дубовец был направлен на Калининский фронт, где и участвовал в боях в составе 56 стрелковой дивизии. Здесь, под с. Молодой Гаут Калининской области 28 августа 1942 г. был ранен в 3-й раз. По выздоровлении после 3-го ранения т. Дубовец был направлен в 3-й особый стрелковый батальон 46 особой стрелковой бригады, где и находится с 6 мая 43 г. Несмотря на получение им 3 ранения за период Отечественной войны, т. Дубовец продолжает честно и самоотверженно биться с немецкими захватчиками. Он неустанно повышает свои знания, и станковый пулемет в его руках является грозой для фашистов. Он зорко следит за участком своей обороны и метко разит фашистов из своего пулемета...» (ЦАМО. Ф.33, о. 682526, ед. х. 1468).

Получив тяжелое ранение, И. П. Дубовец умер в эвакуационном госпитале на территории Латвии. Был похоронен в Даугавпилсском уезде (г. Крустпилс, могила № 196, 1-й справа на юг).

...В 1943 году Семёновка была полностью сожжена карателями. Погибли двое ее жителей: старики, которые не смогли вовремя спрятаться в лесу.

На фронтах Великой Отечественной войны остались более 90 уроженцев деревни. Трое – Прасковья Леонтьевна Дубовец, Филипп Михайлович Зеленский и Игнатий Павлович Чечик – погибли, являясь партизанами.

В родную Семёновку, встретив день Победы, вернулись инвалидами Владимир Григорьевич Беда (1906 г. р.), Михаил Логвинович Бычков (1906 г. р.), Степан Максимович Костюченко (1912 г. р.), Дмитрий Савельевич Сухобок (1920 г. р.). Тяжелые ранения, приведшие к инвалидности, в жестоких боях получили братья Иван Яковлевич (1913 г. р.) и Петр Яковлевич (1924 г. р.) Сунко.

В числе бесстрашных воинов-фронтовиков, которым посчастливилось остаться в живых: Василий Игнатьевич Гапоненко (1923 г. р.), Петр Сергеевич Гапоненко (1914 г. р.), Иосиф Данилович Ковтун (1909 г. р.), Владимир Иванович Помаз (1921 г. р.), Никифор Иванович Помаз (1921 г. р.), Николай Савельевич Сухобок (1926 г. р.), Николай Иванович Чвань (1927 г. р.), Петр Федорович Чвань (1909 г. р.)...

Воинское захоронение в Семёновке
Воинское захоронение в Семёновке

Архивный документ за 1945 год лучшим пахарем колхоза «Украинец» называет Терентия Гапоненко: дневную норму (0,40 га) превышал вдвое. Яровой сев вспашкой на частных коровах ударно «закрывали» Валентина, Григорий и Прасковья Третьяк.

«Ахиллесова пята» на протяжении нескольких послевоенных лет – общественное животноводство: хозяйство не имело возможности строительную бригаду отвлекать от возведения жилья. Хорошим подарком стали новоселья (начало ноября 1947 года) сразу в одиннадцати домах.

Месяцем ранее колхоз «Украинец» был занесен на районную Доску почета в связи с досрочным выполнением государственного задания хлебозаготовок.

Новый, 1948-й, год «Украинец» встретил решением добиться «огромного прорыва» в урожайности полей. В конце мая председатель правления А. Ф. Синило поведал районной газете «Зара Комуны», что «...уже засеяно 302 гектара яровыми. Готовимся к уборке: ремонтируются молотилка и веялка; подготовлено 200 мешков и 4 постилки для просушивания зерна; приобретены 120 серпов. Своими силами изготовлены 235 грабель и 52 пары носилок. Уже имеется 8 бочек для развоза по бригадам питьевой воды».

Слаженной была работа на прополке посевов с применением как индивидуальной, так и «мелко-групповой сдельщины». Особо ударно трудилось звено Анатолия Гапоненко. Значительное превышение норм выработки – у молодых колхозников Ивана Бобровника, Алексея Пикуса, Василия Щербика.

Во время декадника по укомплектованию животноводческих ферм (с 5-го по 15 июня) жители Семёновки передали «Украинцу» 20 телят, что явилось одним из лучших показателей тогдашнего Речицкого района.

Екатерина Степанец достойно возглавляла звено  возделывания льна
Екатерина Степанец достойно возглавляла звено возделывания льна

На протяжении многих лет в числе лучших тружеников «Украинца»: Петр Гапоненко, Иван Дубовец, Андрей Костюченко, Егор Седлер, Екатерина Степанец, Степан Степанец, София Третьяк, Ольга Черняк, Алексей Чечило, Федония (Федора) Чечило...

Многое зависело от мастерства кузнецов Николая Третьяка и Антона Цырульника.

Старший конюх Иван Кириленко в 1949 году вырастил пятерых жеребят от пяти конематок, заслужив тем самым право участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. На него равнялись конюхи Иван Ковтун и Владимир Щербик.

В две смены работала Семёновская школа, коллектив которой возглавлял бывший фронтовик Яков Ефимович Кашпур (награжден медалью «За боевые заслуги»). Учителя – Акулина Марковна Кашпур (жена директора), Анастасия Михайловна Пинчук. Функционировал врачебный участок.

Яровой сев колхоза «Украинец» 1950 года составил 352 гектара зерновых и картофеля. Плюс несколько гектар бобовых и огородных культур. «Украинец» в числе лучших хозяйств и по уборке зерновых (занесен на районную Доску почета). Озимые были сжаты в течение девяти дней. Хозяйство досрочно выполнило государственное задание хлебосдачи, успешно проводило обмолот, засыпку семенных, страховых и фуражных фондов. Готовился фонд оплаты на трудодень.

29 октября в Гомеле на стадионе «Локомотив» состоялось открытие областной сельскохозяйственной выставки. Павильон Речицкого района вызвал особый интерес. В числе его экспонатов – лён сорта «Светоч», выращенный в колхозе «Украинец». В книге откликов в адрес тружеников хозяйства было записано немало лестного.

В декабре прошел месячник по очистке общественных земель. 50 колхозников за пять дней удалили пни и лозняк на 35 гектарах сенокоса. Стахановцы: Иван Синило, Степан Костюченко, Николай Третьяк, Анастасия Беда, Мария Кузьменок.

В дальнейших планах «Украинца» – неуклонное расширение освоенных земель. На гектарах, отвоеванных у болота, высевались до ста гектаров льна. Льноводческие звенья возглавляли Нина Безручко, Любовь Помоз, Екатерина Степанец, Мария Третьяк, Мария Чечило... Их производственные показатели – в числе лучших по району.

16 июля 1954 года Семёновский сельский Совет был упразднен и вошел в состав Вышемирского. Тогдашняя Семёновка – «криволинейная продолжительная улица, близкая до широкой ориентации. От нее на север параллельно проходит короткая прямолинейная улица, соединенная с главным закоулком».

...Колхоз «Украинец» прекратил свое существование в конце второй половины 1950-х, войдя в состав колхоза им. Сталина (центральная усадьба деревни Вышемир). Деревня же Семёновка продолжала оставаться многолюдным населенным пунктом (в 1959 году – 654 жителя). В 1960-х был возведен кирпичный клуб, в нем – и комната для библиотеки. Было кому ходить в Семёновскую восьмилетнюю школу (директор В. Н. Сивуха). Учителя – З. К. Евсеева, А. М. Кашпур, Я. В. Кашпур, С. С. Рабко... На снимке 1977 года в выпускном классе – 15 ребят.

Школа и выпускной класс Семёновской восьмилетки (1977 год)
Школа и выпускной класс Семёновской восьмилетки (1977 год)

Время вносило коррективы. В 2004 году в деревне – 74 дома и 134 жителя.

...В Семёновку сотрудники «Дняпроўца» от Вышемира ехали с Людмилой Александровной Хвостовой (в прошлом работала секретарем Вышемирского сельского Совета). Это ее отец – Александр Семёнович Бобровник – кавалер двух орденов Славы и медали «За отвагу» (на снимке вместе с женой; Ольга Васильевна трудилась в полеводстве). Предстояла встреча с Марией Ивановной Седлер.

А. С. Бобровник с Ольгой Васильевной, женой
А. С. Бобровник с Ольгой Васильевной, женой

Увидели: ныне Семёновка уже не протяженностью в долгие километры, а как бы разделена надвое. Избы – в начале и конце. Середина – поле КСУП «Фрунзе-Агро».

– Здесь жили и мы, – поведала Людмила Александровна, показывая в сторону сельхозугодий.

И вот остановка у дома № 54, что по ул. Ленина (частная собственность М. И. Седлер). Мария Ивановна в свое время трудилась в местной торговле. Так что ныне автолавка Светлогорского райпотребсоюза останавливается как раз напротив ее окон.

Взгляд цепляется за колонку. Некогда в ведро с нее журчала вода. Сегодня колонка – напоминание о «советско-застойном времени».

В доме Марии Ивановны чистота и порядок. Несмотря на возраст хозяйки: скоро исполнится 82. На столе – газета «Дняпровец». Мария Ивановна, как оказалось, районку выписывает и читает давно. Ее пожелание: о Семёновке писать чаще.

Хотелось получить две-три фотографии, на которых были бы запечатлены и Семёновка, и ее жители лет этак 50 тому. Но, как оказалось, такие фото надобно искать чуть ли не день.

Пётр Антонович, муж хозяйки дома, смотрит с портрета (некогда работал и завклубом, и в лесном хозяйстве).

Чета Седлер вырастила троих сыновей: Александр – ныне в Минске, Игорь – в Гомеле, Олег – в Речице. Что до Марии Ивановны, то она свой последний день намерена встретить в Семёновке...

Не без гордости показала удостоверение к ордену Красной Звезды. Это награда ее отца И. В. Чечило, бывшего колхозника-ударника, который работал кузнецом. Своего ордена Иван Васильевич не увидел, награда отыскалась уже после ухода фронтовика из жизни. Что ж, бывает и так. Если же удостоверение на орден или медаль выдается родным, то без их самих...

Людмила же Александровна поделилась фотографией, на которой помимо ее отца, А. С. Бобровника (третий слева), и иные «вечные труженики» Семёновки (слева направо): тракторист Виктор Григорьевич Черныш, полевод Иван Иванович Кузьменок, тракторист Иван Семенович Бобровник.

«Вечные труженики» Семёновки
«Вечные труженики» Семёновки

...Производственная жизнь КСУП «Фрунзе-Агро» деревни Семёновки сегодня завязана на животноводческой ферме, коллектив которой возглавляет Елена Ильинична Лугинец. Она же и помощник председателя Вышемирского сельского Совета.

Депутат сельского Совета – Галина Николаевна Теглянкова (педагог Вышемирской средней школы).

...По состоянию на 1 января 2021 года в Семёновке – 26 домовладений, постоянное проживание в 19-ти при 48 жителях. Граждан без регистрации – четыре. У 20-ти – возраст пенсионный.

Будет ли Семёновка оставаться на карте района и далее? Чтобы не на год или два, а на десятилетия. Верится.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity