Культура > Искусство

3610

Премьера нового спектакля речицкого режиссёра в Гомеле

 +

В репертуаре Гомельского государственного театра кукол новый спектакль «Чорны замак Дняпроўскі» по сказке-легенде «Чорны замак» белорусского поэта и переводчика Анатолия Гречаникова.

Впервые инсценировку данного произведения, а также постановку спектакля сделал наш земляк, речичанин – режиссёр Богдан Орловский.

 

В стародавние времена стоял на месте слияния Днепра и Припяти Чёрный замок, хозяином которого был жестокий и властный Пилон (артист Валерий Клещенко), взимавший дань со всех шедших по реке кораблей. А тот, кто отказывался платить, лишался жизни или попадал к Пилону в плен. Невольников и невольниц у него было не счесть.

И вот из древнего Турова в Киев собрались идти по Днепру торговые корабли. Возглавлял их кузнец Мирон (Евгений Приходько), в этот дальний путь отправилась и его невеста Янина (Ольга Янчик). Об их приключениях, встрече с хитрым и коварным Пилоном, об особой внутренней силе женщины и противоборстве жестокому захватчику рассказывает легенда, ожившая на сцене Гомельского театра кукол.

С первых мгновений постановки, когда на авансцене появляется рассказчик (Олег Савенок), устанавливается доверительный контакт со зрителем. Тут нужно отметить, что спектакль наполовину кукольный и на 50% драматический. Главных героев дублируют куклы, а главные герои, выходя на сцену живым планом, воспроизводят своих кукол. В постановке используются штоковые плоские куклы, появляющиеся в окошке декорации. К слову, они очень понравились маленьким зрителям.

В оригинальный сюжет произведения включены творческие задумки режиссёра. «Мне хотелось максимально приблизить героев к нам, из средневековья протянуть ниточку в день сегодняшний, – поделился Богдан Орловский. – И поэтому в спектакле есть момент путешествия во времени, когда ведущий, который выходит как рассказчик, смотритель некого музея, вдруг через звучание колёсной лиры оказывается в далёком прошлом, а вместе с ним и зрители. Затем в финале спектакля он и главные герои переносятся в наше время. И выясняется, что Мирон и Янина есть и сейчас, возможно, они учатся в университете или в каком-либо колледже, мечтают создать семью и создают её, как было и много-много лет назад. Я считаю, что эта связь тех давних времён и нашего времени очень важна. Потому это и было добавлено мной в сюжетную линию как некая связующая нить, которая не прерывается и соединяет многие и многие поколения белорусов».

Безусловно, нужно отметить прекрасную музыку, написанную специально для этой постановки композитором Анатолием Шевцовым. Основываясь на белорусской народной традиции, она настолько мелодична, сильна и красива, что еще глубже погружает зрителя в повествование, раскрывающееся на сцене. Особый колорит и разнообразие спектаклю придают танцы в постановке хореографа Варвары Каменской. Художник-постановщик Нина Баяндина внесла значимый вклад, потрудившись над декорациями и костюмами героев.

 

Подыскивая эпитеты для того, чтобы охарактеризовать этот спектакль, я бы выбрала слова «эстетичный», «тонкий», «культурный». Очень чётко и точно очерчены характеры персонажей, нет ничего лишнего, все в меру, со вкусом, аккуратно и бережно к литературному материалу. Работа с деталями, статичные планы, хорошо подобранный свет, подчёркивающий события. И, конечно, отличная актёрская работа.

Надо заметить, что главную героиню играет наша землячка Ольга Янчик. Её тонкий, проникновенный образ Янины в какой-то момент наполняется особой силой, помогающей мужчинам справиться с настигшей бедой. Особых слов заслуживает и образ Пилона, этот злодей в исполнении Валерия Клещенко запоминается своей броской харизмой.

«Хотелось взять такой материал, где белорусы были бы заявлены как гордая, самодостаточная, сильная нация, – рассказывает режиссёр. – Легенда про Чёрный замок Днепровский как раз отвечала этим требованиям. И, когда директор предложил мне это произведение, я с радостью за него взялся. Потому что заявленные в нём персонажи отважны и самоотверженны, они бьют врага и побеждают его. Это очень важно и особенно, как мне кажется, в наши дни».

Добавим, что спектакль рассчитан на детскую зрительскую аудиторию в возрасте от 10 до 18 лет. Взрослым тоже будет интересно посмотреть эту постановку. Разные занимательные моменты найдут для себя и маленькие зрители.


Несколько вопросов режиссёру

Богдан Орловский окончил режиссерский факультет Российской академии театрального искусства (ГИТИС, г. Москва), мастерская Петра Фоменко, специальность «режиссура».

Работал режиссёром в Гомельском государственном драматическом театре, затем в Самарском театре кукол. Делал постановки в ряде театров Беларуси. Преподавал театральные дисциплины (режиссуру, актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение).

Состоит в Союзе театральных деятелей Республики Беларусь.

– Богдан Викторович, быть первым, кто делает инсценировку и затем постановку произведения, было сложно?

– В театре меня всегда интересует эксперимент, потому что даже если ставишь спектакль по какому-то классическому произведению, то всё равно это будет непохоже на то, что уже было. Я же ещё больше усложняю себе творческую жизнь и, как правило, беру тот материал, который либо никогда не ставился, либо вообще сложно представить, как его можно поставить. Это бросает мне некий вызов. В целом всё выходит плюс-минус удачно.

– Значит, у Вас уже есть опыт первых постановок?

– Да, это, например, пьесы, только-только написанные современными драматургами. Мы дружили с ныне покойным Василием Ткачёвым. Впервые мною были поставлены его инсценировка «Снежная королева», пьеса «Кто-то ходит за окном», детская сказка «Ушастик».

То же касается замечательного драматурга, профессора Гомельского университета имени Франциска Скорины Ивана Штейнера. Первым ставил его пьесу о Франциске Скорине.

Был творческий опыт по работе с произведениями Владимира Короткевича, его поэзией, которые я собрал в некую инсценировку и затем поставил спектакль.

Нужно назвать и прекрасного драматурга Владимира Житникова, его пьеса «Формула счастья» тоже нигде никогда не ставилась ввиду её сложности. Но потом спектакль, по-моему, лет 15 не сходил со сцены.

Всё это я ставил в Гомельском драматическом театре, в Мозырском театре имени Ивана Мележа. Были и постановки в Самаре, например, «Барон Мюнхгаузен», где я играл главную роль. Казалось, что эта история сложно ложится на театр, она больше для кино. Но опыт был удачным.

– Как рождалось творческое решение постановки «Чорны замак Дняпроўскі»?

– Когда ещё писалась инсценировка, уже возникали некие картины, лента видения. Потом при многочисленных правках, перечитывании, при взгляде на пустую сцену появлялись какие-то образы. Несколько месяцев эта история вынашивалась. И, когда подключились актёры, было некое готовое решение, но не на 100%. Актеры привнесли что-то своё. Это такая коллективная работа. Когда композитор принёс музыку, многое добавилось и что-то поменялось. Всё начинается с изначальной задумки, а потом постепенно, когда в спектакль приходят люди, твои собратья по творчеству, тогда выкристаллизовывается окончательно весь сюжет.

– Зрители отмечали интересную постановку танцев и замечательную музыку...

– Да, безусловно, и музыка, и свет, и танец – это всё в копилку, без них спектакль не может существовать. Были наши разговоры с композитором Анатолием Шевцовым о том, какая это может быть музыка, что она должна нести. Потом он закрывался в студии, что-то писал, давал мне слушать. И родилась замечательная оригинальная музыка. Так же и с танцами. На своём этапе подключилась прекрасный хореограф, мастер своего дела Варвара Каменская, с которой мы поставили не один спектакль и прекрасно понимаем друг друга. И появились танцы – белорусские старинные, средневековые, с некоторым современным колоритом. Но они все: и полька, и танец главной героини, корнями уходят в глубокое прошлое наших предков-славян.

– Сколько времени понадобилось на создание этой работы от момента, когда была взята книга в библиотеке, и до показа?

– Были перерывы, что связано с технической работой театра, потому что один спектакль в производстве, другой готовится. Но если взять чистое хронологическое время, то полностью спектакль от и до был поставлен за три месяца.


Мнение зрителей

Дмитрий Горелик, режиссёр-постановщик, на протяжении более 30 лет являлся директором Гомельского государственного театра кукол:

– Спектакль в целом получился. Само по себе обращение к такому материалу уже очень значимо, потому что Анатолий Гречаников – наш земляк, жил в своё время в Гомеле по соседству. Он лауреат Государственной премии БССР. И легенда эта очень интересная. Постепенно, когда спектакль наиграется, он обрастёт какими-то моментами, станет более динамичным. К большому сожалению, наши драматурги не обращаются к таким произведениям, поэтому Богдану Орловскому довелось самому инсценировать эту сказку-легенду. И получилось. В сочетании с музыкой, пластикой и хореографией всё смотрится хорошо.

Владимир Тихонов, художник:

– Впечатления необычные, яркие. То, что это материал исторический, очень хорошо. Лирическая, душевная, героическая линии – всё в гармонии. Мне понравилось. Я поздравляю театр, коллектив актёров и режиссера с этой интересной работой!

Людмила Кулагина с дочкой Василиной, речичанки:

– Мне и дочерям Василине и Есении очень понравилось! Так красиво и мелодично звучит белорусский язык, на котором идёт спектакль. И когда соединились танец, музыка, звучание, то эта история ожила. Замечательные актёры! Очень впечатлило, что есть у нас такие мужественные девушки, как главная героиня Янина. Актриса, её исполнившая, излучает неповторимую артистическую свежесть. И сыгравший Пилона потрясающий актёр так показал характер этого злодея, что в самом деле веришь. Хороший режиссёр! Он сумел в этой постановке создать контакт с залом, обыгрывал на сцене исторические предметы, на которые обращается внимание зрителя, и так тоже происходит погружение в историю. Мы эту легенду не знали, теперь будем читать.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity