Культура > Танец

3177

Речичанка Татьяна Кожемякина про сцену, любовь к детям и творчество

 +

Татьяна Кожемякина – основатель и руководитель студии творческого развития «Птички-синички» при ГДК. Знакома многим как актриса, ведущая мероприятий, а еще мама талантливых дочерей Анастасии, Алёны и Алисы.

 

– Татьяна, расскажите, как пришли в профессию?

– Я с шести лет на сцене. Мама Татьяна Геннадьевна – мой вдохновитель с детства – привела за ручку в подготовительный класс по фортепиано в музыкальной школе, и пошло-поехало. Я занималась более десяти лет в танцевальном коллективе в Доме пионеров у Эдуарда Федосовича Степанченко. Более десяти лет была артисткой народной студии «Иллюзион» у Натальи Петровны Демидович. Эти маститые педагоги еще в подростковом возрасте многое в меня вложили и, по сути, определили мой дальнейший путь.

В «Иллюзионе» я участвовала во всех сказках на пару с Андреем Радченко: Золушка и Принц, две мыши в «Коте Леопольде», Русалочка и Принц. Я играла самую первую Сонечку у Натальи Петровны по Марине Цветаевой. Помогала проводить развлекательную программу «Попкорн».

Поэтому, несмотря на то, что училась в физико-математическом классе в девятой школе, я готовилась поступать на актерское мастерство в Академию искусств, ездила на курсы. Читала монолог Русалочки в группе профессора Коляды. Однако перед самым поступлением узнала, что набор в том году делает другой преподаватель, общение с которым не задалось. Приехав домой, заявила, что учиться у него не буду ни за что.

В результате в 2002 году по подсказке Натальи Петровны я поступила в университет культуры и искусств на заочное отделение на зарождающееся тогда направление «Социальная педагогика», факультет культурологии. Там были соединены режиссура, актерское мастерство, а также педагогика и психология, которая мне всегда была интересна.

С детьми я работала, еще будучи подростком, лет с 14-15. У Эдуарда Федосовича вела шестилеточек, занималась с ними у станка. У Натальи Петровны, например, в спектакле «Золушка» ставила номера младшей группе.

Первая работа

– В 2002 году я пришла режиссером в Районный дом культуры в Ровенской Слободе, так он тогда назывался. Я ставила кукольный спектакль с детьми, ездила с концертами по полям. Вообще, что касается детей, они меня тогда покорили. Здесь, в городе, когда просишь на занятиях показать импровизацию, ребята зачастую не знают, что делать. А там мне демонстрировали, как они носят дрова, воду, кормят свиней и коров – помогают по хозяйству. У меня в группе было человек 12, замечательные дети – замотивированные, очень стремились на занятия.

Мы защитили звание образцового кукольного театра, и я ушла в декрет, будучи беременной своей первой дочкой Настей, в 2003 году.

Из декрета я вышла в феврале 2006 года в среднюю школу № 9 педагогом-организатором. Это была одна из самых сложных работ для творческого человека. Нужно было вести колоссальное количество бумаг, и я зашивалась.

Осенью мне предложили пойти на полставки культорганизатором в ДК метизного завода – трудилась под началом прекрасного директора Татьяны Терентьевны Липской. Оттуда я ушла в декрет с Алёнкой и вернулась туда же после. С 2011 года работала в ДКиТ «Нефтяник», многому научилась и почерпнула у руководителя Татьяны Григорьевны Тужик. С 2017-го и по настоящее время я сотрудник ГДК. Благодарю Аллу Викторовну Гриб за то, что позволяет творчески развиваться, поддерживает и создает все условия для роста.

 

Зарождение аниматорства и TikTok дискотеки

– Я первая внедрила тематические праздники для детей в 2015–2016 годах в ресторане «Поляна». Началось все с пиратской вечеринки к 11-летию моей Насти. Там были и квесты, и костюмы, и декорации. Начала делать аквагрим: покупала театральный, плотный, а уже потом появился шикарный на водной основе, который легко наносится и смывается.

Меня там в основном помнят как Мальвину, детки так и называли. Все образы всегда придумывала сама. Дети – этой мой конек. Удобно, что моя студия разновозрастная и дети у меня тоже разного возраста. Когда им было 5, 10 и 15 лет, я спрашивала, что нравится им, что нравится сверстникам, и делала так программы.

У Татьяны три дочери, и все названы именами сказочных героинь: 20-летняя Анастасия – Настенька из «Морозко», 15-летняя Алёнушка – из сказки про братца Иванушку и 10-летняя Алиса – из Страны чудес. Супруг Константин также поддерживает творческую составляющую семьи, был барабанщиком в рок-группе.

– Вы проводите какие-то планерки и мозговые штурмы с дочерями перед созданием новых программ?

– Да! Спорим, обсуждаем, они ведь всегда в курсе трендов. В плане технологий – ролики, их обработка – за это отвечает Алёна. Настя мне помогает в оформлении идей, портфолио. А Алиса – это наше настроение, с двух лет на сцене, многие ее помнят как голубоглазую Машу из «Маша и Медведь».

– Идея дискотек в стиле TikTok, которые вы делаете, тоже родилась в результате общих обсуждений?

– Да, дети из «Птичек-синичек» тоже помогают держать руку на пульсе и, если появляется какой-то новый танец, всегда мне сбрасывают. Я уже отбираю, чтобы были приличные слова и движения, делаю нарезки и использую в программах. Ведь, как ни крути, привычный детский репертуар, на котором мы выросли, детей сейчас мало цепляет, они ж все в телефонах. А когда звучит известная им музыка и мы танцуем, как в TikTok, – другое дело. Например, сейчас на пике мем с енотом под песню Pedro Pedro Pedro, детки моментально включаются, скачут. Они вообще любят прыгать, бегать, а не просто сидеть в зале и смотреть. Поэтому все мои номера предполагают включенность аудитории.

– Какой из образов для вас был самым непростым?

– Кем я только ни была! Самый сложный образ, когда были популярны куклы Монстр Хай, – в гробах, со шрамами. Когда я начинала работать в ресторане «Поляна», первые вечеринки были про суперкотиков, пиратов, фиксиков. А тут такие персонажи мрачные. Но детей на такое тянет, их все обожали.

– А какой любимый образ?

– Признаюсь, мне не очень близки платья и корсеты, хотя у меня их за плечами множество. Любимая роль – шкодливая Мышь из «Кота Леопольда», которую я играла в паре с Андреем Радченко в ДКиТ «Нефтяник». Еще мне нравится Супер-Кот. Я сама всю жизнь с кошками: сейчас у меня дома черная кошка-британка и кот-сиамец.

– Кто вам придумывает и создает костюмы?

– Все костюмы шью сама. Даже костюм Медведя из «Маша и Медведь», которому уже восемь лет: ездила в Жлобин, покупала мех и за две недели сделала.
Я не швея, но всех моих ростовых кукол, костюмы к моему спектаклю «Приключения Саши и Алисы» на 70% тоже создавала своими руками.

В апреле 2023-го состоялась премьера спектакля «Приключения Саши и Алисы в волшебном лесу», режиссером-постановщиком, хореографом и костюмером которого выступила Татьяна Кожемякина. В нем приняли участие 46 человек, 16 малышей от трех до пяти лет в рамках спектакля впервые вышли на сцену.

Эра «Птичек-синичек» и история названия

– Студию «Птички-синички» при ГДК вместе с сестрой Катей Кравченко мы открыли в марте 2017 года. В то время еще помогали в оформлении праздников – Катя делала шикарные фотозоны. После она отошла от дел, но название на двоих и со смыслом осталось.

Когда думали над названием, было много вариантов: «Сестры», «Пчелки», «Ласточки». Но потом как-то само собой всплыло воспоминание, как наш папа Гена, которого уже нет, называл меня Птичка, а её – Синичка. Мы и открытки ему так подписывали. Поэтому «Птички-синички» для нас – это что-то семейное и очень значимое.

– За столько лет работы с детьми можете выделить какие-то изменения в их поведении?

– Конечно. Первые ребята, которые ко мне приходили, были очень усидчивые, сейчас с этим проблема. Чем раньше родители дают гаджеты в руки, тем хуже ребенок может концентрироваться на чем-то, кроме телефона или планшета. Если раньше мы могли выучить песню за две недели и, считай, навсегда, то сейчас, если ребенок десять дней не ходил, он потом ничего не вспомнит, вылетает из головы.

Чтобы развивать память, мышление, внимание, я даю им много упражнений на развитие одновременной работы правого и левого полушарий. Стараюсь приучать к общению глаза в глаза, а не через телефон. Вот получили они моментальное удовольствие в соцсетях, посмотрели ролики или сняли сами, выложили и получили лайки, одобрение. Вышли на улицу в реальную жизнь, а тут все не так. Отсюда разочарование и замкнутость в себе. Поэтому я ввожу также театральные игры, настолки покупаю, чтобы дети учились развлекать себя не только в телефоне.

Часто у тех, кто приходит, есть проблемы с осанкой. Здесь я, помимо сценической пластики, стараюсь давать упражнения на растяжку.

Как работник ГДК Татьяна Кожемякина организовывает такие массовые мероприятия, как, например, концерт ко Дню защиты детей. Она, её дочки и воспитанники участвуют почти во всех городских праздниках: Масленице, Купалье, Колядках.

Буквально недавно я прошла курс в Институте повышения квалификации в Минске по игровой терапии. Она полезна и для детей, и для взрослых. Включает в себя куклотерапию, изотерапию, сказкотерапию и песочную терапию. Работаю над тем, чтобы ввести их в свою практику.

– Как отличается взаимодействие со взрослой и детской аудиторией?

– С детьми сложнее: если взрослые могут из вежливости поаплодировать и поблагодарить, то дети всегда искренни. Если им не нравится, то не нравится. Но если ты их увлек, то они тебя и правда оценили.

– Как вы отдыхаете с такой работой?

– Никакой музыки и массовых мероприятий, – смеется Татьяна. – Люблю и ценю тишину в свободное время. Не хожу в кино или на концерты. Плюс я не могу нормально отдыхать ни на одной свадьбе, потому что хочется взять микрофон и что-нибудь этакое провести. Наверное, побочный эффект у всех ведущих и режиссеров.

Однозначно избежать выгорания и восстановиться помогает смена обстановки. Уединение, природа, но не с комарами-мошками, а цивилизованно оформленная. Могу проехать в парк в Гомель, погулять там в одиночестве, неспешно выпить кофе на набережной.

– Без какого качества человек не сможет работать с людьми, детьми?

– Главное – это любовь. Этот вывод я сделала за много лет работы и общения с разными аниматорами. Что касается детей, они сейчас непростые и все чувствуют. Можно купить дорогие костюмы, оборудование, сделать профессиональную фонограмму, дети вовлекутся на время, но, если не будет души и теплого отношения, ничто не поможет. Важно, чтоб была доброта, чёрствости чтоб не было. Тогда всё получится.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity