Речичане, это полезно знать. Удовольствие от жизни: как научить подростка его получать?
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер; из архива Марии Грачевой

На этапе взросления тинейджера необходимо научить его важной вещи: жизнью нужно наслаждаться, получать удовольствие от каждой секунды. Чтобы обрести подобный образ мышления, стоит придерживаться определённых рекомендаций. На эту тему мы сегодня беседуем с психологом центра, дружественного подросткам, «Гармония» Марией Грачевой.
– Мария Николаевна, что же это за рекомендации? С чего можно начинать?

– Рекомендаций целый ряд. Начнём с того, что тинейджеру нужно правильно питаться. Тогда он будет здоровым, будет прекрасно себя чувствовать как в психическом, так и в физическом плане и станет наслаждаться жизнью.
Если питаться неправильно, то могут возникнуть проблемы со здоровьем. Какое уж тут наслаждение каждым днём?
Кроме этого, подростку нужно проявлять доброту по отношению к себе. Что это значит? Ему необходимо принять себя, все свои преимущества и недостатки. Даже в стрессовых ситуациях, когда кажется, что он виноват в провале, не должен корить себя и думать, что он плохой человек или неудачник. Если тинейджер действительно попал в неприятности, он должен принять это как данность и сказать себе: «Я не буду себя за это наказывать», а потом забыть о ситуации, как о страшном сне.
И в то же время подросток не должен винить в своих проблемах окружающих. Нужно научить тинейджера принимать ответственность за события, которые происходят в его жизни, на себя. Если подросток попал в определенную ситуацию, то он должен подумать, что именно привело его к провалу, какую ошибку он допустил, и проработать ее в дальнейшем, чтобы в будущем выйти из аналогичной ситуации победителем. Не стоит обижаться на окружающих. Контроль ситуации над уровнем своего счастья находится в его руках.
– Наверняка в этом пути помогут позитивный взгляд на вещи и вера в себя?
– Да, подростку стоит подмечать именно хорошее, делать так, чтобы жизнь доставляла ему радость, искать плюсы во всём. Например, он не любит ходить в школу, но ему очень нравится общаться с одноклассниками на занятиях.
И, безусловно, нужно верить в себя. Позитивное мышление – это не только про то, чтобы всегда быть счастливым и лишь получать удовольствие от жизни. Позитивное мышление – это еще и достаточно высокая самооценка и вера в себя. Тинейджеру рекомендуется в обязательном порядке показывать позитивное мышление даже в негативных ситуациях. Например, когда он сталкивается с неприятной ситуацией, он не должен говорить: «Я очень глупый. Именно поэтому я плохо написал контрольную работу». Вместо этого подросток должен подумать: «В этот раз я очень плохо написал контрольную. Но в следующий раз я выучу домашнее задание лучше и выполню работу более качественно и получу высокую оценку».
Нужно относиться к себе как к хорошему другу. Никто ведь не критикует лучших друзей по пустякам, не говорит приятелю, что он глупый, при малейших неправильных действиях и не оскорбляет его. Соответственно, и к себе подросток должен относиться по-хорошему. Ему нужно научиться воспринимать себя лучшим другом. Это важно, поскольку от этого напрямую зависит, будет ли подросток получать удовольствие от жизни.
– Как же улучшить свою самооценку?
– Самый лучший способ для этого – начать развиваться интеллектуально. Подростку рекомендуется в обязательном порядке читать различную литературу: классику, современных авторов. Тинейджер может ознакамливаться с книгами в абсолютно любом жанре. Важно, чтобы он получал удовольствие от чтения и наполнялся новыми знаниями.
В этом процессе происходит движение к тому, чтобы стать духовным человеком. Духовность очень полезно скажется на состоянии психологического здоровья. С ее помощью подросток сможет с легкостью наслаждаться жизнью. При этом уходить в какую-либо веру совершенно необязательно. Тинейджер может начать заниматься йогой или регулярно медитировать.
– Ученые выяснили, что, когда человек испытывает чувство благодарности, это положительно на него влияет: улучшает физическое и психологическое состояние.
– Конечно же, нужно учиться испытывать чувство благодарности.
Подросток может быть благодарным, например, за то, что проснулся в хорошем настроении, имеет хорошие оценки в школе, является полностью здоровым и у него хороший иммунитет. Абсолютно неважно, за что благодарить, но нужно делать это регулярно и минимум два раза в день.
В этом случае поднимется настроение, будет проще добиваться желаемого и достигать своих целей.
И здесь важно уметь наслаждаться тем, что есть в настоящее время. Это позволит тинейджеру получить прилив хорошего настроения, он станет мотивированным и счастливым. Нужно учиться наслаждаться простыми вещами.
– И как же быть с достижениями и победами?
– Для этого подростку нужно научиться ставить перед собой небольшие цели и достигать их. У него должны быть два типа целей. Одна глобальная и невероятная, поскольку ее сложно достичь, остальные мелкие, для достижения которых нужно небольшое количество времени, например, месяц. Достигая поставленных перед собой более мелких целей, подросток будет постепенно продвигаться к глобальной. Но на этом положительное влияние подобных действий не заканчивается. Маленькие цели подпитывают энтузиазм подростка, улучшают его самооценку, что очень важно для развития.
Полезно здесь будет также всегда занимать себя делами. Предположим, тинейджер проснулся, выучил уроки, и у него целый день свободен. Он может договориться провести время с друзьями вечером, а днем заняться чем-то важным. Например, убраться в комнате, сходить в магазин, сделать определенное домашнее задание и так далее. Если подросток сделает полезные вещи, то это поднимет его самооценку, улучшит настроение. Тинейджер будет наслаждаться текущим днем, поскольку он максимально продуктивный.
– Заниматься вещами, от которых можно получить удовольствие, – это тоже очень важно?
– Задача подростка на этапе взросления – понять, какие вещи ему нравятся, и что конкретно влияет на его уровень счастья. Для этого тинейджеру рекомендуется искать для себя новые хобби, увлечения и интересы, общаться с разными людьми, заводить новые знакомства. Подростку нужно добавить разнообразия в свою жизнь.
И здесь в помощь любопытство. Это довольно полезное качество. Речь идет о том, чтобы тинейджер имел желание изучать новое, старался всегда развивать свой интеллект и имеющиеся навыки.
Ну и, конечно, нужно регулярно общаться и делать это в больших объемах. Так, чтобы у подростка и дня не проходило без живого общения с друзьями. Очень важно выбирать для общения более интеллектуально развитых людей и тех, которым удалось добиться успеха в чем-либо. Если подросток будет общаться с лучшими, то однажды и сам станет лучшим.
А пока перед ним лежит довольно непростой, но увлекательный путь свершений и достижений. Как его пройти, зависит только от самого подростка. Счастливого пути!
– Большое спасибо за беседу!