Экономика > Недвижимость

212

К сведению речичан. Регистрация недвижимости стала удобнее и эффективнее

 +

В системе регистрации недвижимости в Республике Беларусь произошел ряд важнейших изменений. Закон «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» вступил в силу 11 июня 2025 года.

 

Обновленный документ направлен на обеспечение развития системы государственной регистрации недвижимости, информационных систем и ресурсов государственного земельного кадастра, а также на устранение пробелов правового регулирования в сфере государственной регистрации недвижимости. Основные новшества касаются обязательности госрегистрации, сроков обращения, взаимодействия нотариусов и регистраторов, а также расширения способов уведомления о регистрационных действиях. Основная цель – повышение эффективности системы, усиление ее клиентоориентированности, создание дополнительных гарантий, которые выражаются в следующих тезисах.

Обязательность госрегистрации. Теперь госрегистрация недвижимости, прав на нее и сделок с ней является обязательной. Установлен общий срок обращения за регистрационными действиями – 6 месяцев с даты подписания документа, являющегося основанием для регистрации.

Также начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.

 

Введен новый механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, в частности, при удостоверении документов, являющихся основанием для регистрации, или при внесении исправлений в регистр. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.

Улучшен порядок удостоверения договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.

Внедрен принцип обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан. Теперь в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме.

Для удобства заявителей расширены возможности для уведомления заинтересованных лиц о совершении регистрационных действий. Например, теперь возможно уведомление по СМС.

Также немаловажное изменение коснулось и отметок о земельных спорах, которые теперь обязательны к внесению в Регистр недвижимости.

Вышеуказанные изменения направлены на повышение эффективности и прозрачности системы регистрации недвижимости, а также на упрощение процедуры для граждан и юридических лиц.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity