Путешествия

8453

10 фактов о Лофотенских островах от речичанина Алексея Карчевского

 +

Каково жить в месте, рассматривать фотографии которого – визуальное гурманство и трепет от зашкаливающей красоты? Нашему земляку речичанину Алексею Карчевскому довелось испытать это на себе – последние несколько месяцев он провел на севере Норвегии за полярным кругом, на Лофотенских островах. Алексей, многим хорошо известный как видеограф и оператор, согласился поделиться наблюдениями о жизни в Норвегии и на Лофотенах в частности. И, признаться, многое из его рассказа звучит как хроники Марса.

 

1. Погода

– Лето и зима на Лофотенах длятся, как и у нас: с декабря по февраль – холодно, с июня по август – тепло. Но различия, конечно, есть. Острова омывает Гольфстрим, поэтому мороз обычно не ниже одного-двух градусов. Ночью может опуститься, скажем, до пяти, но это большая редкость. Первый снег выпал где-то месяц назад, в начале ноября. Потом растаял и выпал снова. За зиму он может достигать высоты пару метров, а может и не выпасть совсем.

Но зиму на Лофотенах делает лютой не мороз, а ветер. В сезон ветров его скорость – до 40 метров в секунду (144 километров в час – Прим. автора). Ветер может прийти на неделю, может на час. О нем заранее объявляют по телевидению, через смс. Поэтому архитектура там невероятно крепкая – всё строится с учетом стихии.

Лето теплое, почти как у нас, – в среднем 26–28 градусов. При этом в горах продолжает лежать снег. Что сильно отличается, так это воздух: во-первых, вокруг соленая вода, он свежий, морской. Во-вторых, горы, нет никаких вредных производств, дыма. Первое время от него кружится голова. А потом ты чувствуешь, что просыпаешься от привычного, чуть прибитого состояния и становишься невероятно бодрым.

2. Полярные день и ночь

– Во вторую половину июня, весь июль и почти весь август солнце не уходит за горизонт. Поначалу от этого весело, я был в Питере, там тоже белые ночи – просто ночью светло, и это прикольно. Но на Лофотенах не так: там не светлая ночь, чтоб вы понимали, там просто ночью, в два-три часа, светит солнце. В июне и августе наступает время заката-рассвета: солнце приближается к горизонту, становится алым, но не садится, а снова плывет вверх. То есть закат перерастает в рассвет, полночи зарево. Если есть облака, то такая красота.

И как только с этим сталкиваешься, то так классно-классно. Но через несколько дней начинаешь уставать и понимаешь, что пора бы поспать: не подремать, а именно отключиться и уйти в глубокий сон. И ты ложишься. Закрываешь шторы, надеваешь повязку на глаза… А организм такой: «Я знаю, что там светло! Пошли что-нибудь поделаем, кто спит днем?!» И это выматывает. Местные жители, конечно, привыкшие. У меня же было прям ощущение сюрреализма из-за постоянного солнечного света.

В октябре начинается сезон северного сияния. И уже в конце ноября приходит полярная ночь, длится она где-то до середины января. И вот это совсем невесело. Солнце не показывается вовсе, на небе почти круглосуточно Луна, иногда она заходит за горизонт. В ноябре, пока ты завтракаешь, за окном сумерки. К концу завтрака они заканчиваются, и приходит тьма. Если есть облака, ветер, снег, то это даже не тьма, а черная пелена. Так может быть сутками. Я не знаю, как там живут местные, но мне с непривычки было очень тяжело.

Единственное, в полярную ночь отлично видно северное сияние. И, если нет облаков, можно часами его наблюдать. Я, бывало, даже ложился на мох и смотрел на небо, как там всё переливается. Холодно? Да нет, везде мох, и мороза нет.

3. Еда

– Норвегия – одна из самых дорогих стран в мире (в 2021 году по индексу стоимости жизни уступает лишь Бермудским островам и Швейцарии – Прим. автора). Сесть в кафешке, выпить бокал пива – 10 евро, кофе – 5–10 евро. Поужинать – 50–70 евро. Обычное столовое вино в магазине обойдется в евро 15. И чем дальше ты от цивилизации, тем выше цены. В малюсеньком магазине в горах булка хлеба будет стоить на наши деньги 15–30 рублей, пакет однопроцентного молока – 10 рублей.

Из-за чистейшего климата, воздуха и воды, которую можно пить из всех источников, еда на Лофотенских островах насыщенная, как будто с включенной резкостью. Но всё, кроме молочки, как на мой вкус. Молочка в Беларуси как минимум вкуснее, но это мое мнение.

Из-за того, что кругом море, а земли нет – одни скалы, рыба стоит намного дешевле, чем овощи, фрукты. Хотя местные ее редко покупают, ловят сами. Я много раз бывал на такой рыбалке, и это, конечно, сплошное удовольствие. Крабы, треска, лосось. Готовил их я просто: солил, перчил и отправлял в духовку. Но они настолько полноценно насыщенные, что даже при таком простом приготовлении невероятно вкусные.

Архипелаг состоит из нескольких крупных островов и множества островков и скал. Максимальная высота – 1 161 метр над уровнем моря. От континентальной Норвегии отделены проливом Вест-фьорд.

4. Транспорт

– Обычно норвежцы передвигаются на машинах, и в основном это электрокары. Всё для них оборудовано, везде заправки. В связи с тем, что полярной ночью кругом темень, никто не ездит с обычными фарами, все машины с дополнительным освещением.

Дороги платные, по городу на машине можно наездить на 100 евро в день. В машинах стоят датчики, все дороги поделены на участки по стоимости, вас фиксируют, когда вы проезжаете, и домой приходит квитанция. Для местных есть карты со скидками, бонусы.

Если говорить об общественном транспорте, он достаточно развит. Плата за проезд обычно через приложения на телефоне. В некоторых местах, например, на отдаленных железнодорожных станциях, нельзя купить билет в кассе или автомате, только через приложение. Штрафы же за безбилетный проезд начинаются от 100 евро.

В автобусе проезд по городу стоит 134 кроны, это 13,4 евро, для ребенка, студента и пенсионера – 8,5 евро. Хотя цены растут, когда я уезжал, проезд еще был 10 евро. Есть проездные, насколько помню, на полгода – 450 евро.

5. Уровень жизни

– Насколько я понимаю, норвежцы получают большую зарплату, но не могут ее сохранить. Стандартный житель Норвегии в состоянии купить дом, машину (обычно это всё в кредит) и позволить себе отдых почти в любой стране на любую зарплату, даже уборщика. При этом норвежец все равно выходит в ноль и не может сохранить ни копейки. Так как налоги гигантские, в среднем где-то половина от доходов.

Уровень жизни высочайший, и соответствующая стоимость на всё. Например, плата за свет, пока я там был, несколько раз за месяц увеличивалась. А свет там горит зимой почти всегда. Даже на окнах вешают лампы. Наверное, чтобы была иллюзия света с улицы.

На руки местные, с которыми я разговаривал, в среднем получают тысячи полторы – тысяча семьсот, но, например, снять комнату в большом городе может обойтись и в 1000 евро.

От места, где я жил, самым близким городом был Свольвер, население где-то 4 700 человек. Вообще, после Лофотенов Речица кажется мегаполисом. Так вот, в этом крошечном городе два крупных супермаркета с продуктами и огромный торговый центр с мелкими магазинчиками. И они пользуются спросом. Есть магазин сети Biltema – это типа Икеи, но для своих. Так вот там есть всё. Если тебе нужен велосипед, ты едешь в Biltema, собрать ребенка в школу – тоже в Biltema, строишь дом или делаешь ремонт – тебе туда же.

Интернет в городе отличный, но в доме, где я жил, мы использовали 3G модем, так там вообще не было связи, и до ближайшего магазина 40 километров. Поэтому я смотрел видео в разрешении 360 p, так как быстрее ничего не тянет. И стоит это 100 евро в месяц. У меня на телефоне местный интернет с местной симкой, там нет звонков, только интернет, за два гигабайта платил 17 евро.

6. Одежда

– Почти везде продается спортивная одежда и экипировка для хайкинга и походов в горы – на каждой остановке или заправке есть эта атрибутика.

Норвежская одежда производится с учетом климата и, конечно, очень комфортна, защищает от холода и ветра. Например, пуховик – там обязательная штука. Он сжимается в крошечную коробочку, такой легкий, но выдерживает до 10 мороза, плюс непродуваемый, непромокаемый. И, когда ты заходишь с улицы в теплое помещение, тебе не жарко за счет какой-то умной подкладки. Стоит от 70 евро, в среднем же – 150–200 евро.

7. Менталитет

– Норвежцы удивительно спортивная нация, причем в любом возрасте – бабушкам-дедушкам по 80, а они ходят в горы, бегают, карабкаются по скалам. Настолько здоровые, сильные, я поражался. У нас в 40 некоторые себя чувствуют хуже, чем они в 80. Думаю, это из-за активности. Да, воздух и здоровые продукты дают свое, но все-таки это результат того, что они с детства не сидят на диване перед телевизором.

Что меня удивило, так это то, что в принятии решений, в работе, в каких-то делах норвежцы очень неспешные. Все шутят про эстонцев на тему медлительности, и очень зря. Вы просто не пытались оформить документы в Норвегии или вести бизнес с норвежцами. Но они не грустно ленивые, а счастливые. У них всё есть. Даже в больших городах, где, казалось бы, кипит жизнь, они не кипят, как вода, они как облачки – плывут себе и не запариваются.

Но несмотря на дружелюбие, они очень четко разделяют чужих и своих – если ты не родился в Норвегии, никогда не станешь полноценным норвежцем.

А еще норвежцы очень внимательны к своей земле. Например, на Лофотенах нельзя красить дома в другой цвет: как было «до», должно остаться и «после». Они очень берегут ландшафт и уже сложившуюся архитектуру, только дополняя, но ничего не меняя.

8. Преступность

– Я ещё не встречал злобных норвежцев, хотя понимаю, что люди разные, и там они тоже есть. На Лофотенах и в Норвегии почти нулевая преступность. Отсюда выливается беспечность местных. Едешь по улице и видишь, что оставить болгарку во дворе или пилу – обычное дело. Они ж знают, что никто не возьмет. Заборов нет, двери тоже не запирают. Могут, когда уходят, только от ветра прикрыть. Но ключ всегда под ковриком или где-то рядом. Встретить полицию – редкость. Понятно, что есть мигранты, есть неблагополучные семьи, но в Норвегии они в минимальном количестве.

Население Лофотенских островов около 24 000 человек, площадь – 1 227 квадратных километров. Для сравнения: это 3,5 площади Минска (348 квадратных километров) или около половины площади Москвы (2 561 квадратный километр).

9. Коронавирус

– Конечно, с эпидемией всё быстро меняется, но сейчас по прилете в Норвегию ты делаешь быстрый бесплатный тест на ковид, ждешь результатов и идешь дальше. Если же у тебя есть одобренная страной вакцина, просто проходишь сразу в город. Там нет масочного режима, нет карантина. Видел несколько пожилых людей в масках, а так – никто уже не носит. Хотя месяца четыре назад был масочный режим, и одно время Норвегия вообще была закрыта для посещений.

10. Язык

– Английский в Норвегии понимают везде. Мне моего уровня хватало. Норвежский же впитывается потихонечку – уже почти всё понимаю, говорить пока особо не могу. Первое слово, которое выучил, – фиск (fisk), это значит «рыба». Мне кажется, их язык похож на детское кривляние англичан: многие английские слова почти такие, но как будто их произносит ребенок. Например, автомобиль у них просто «биль». На английском норвежский язык можно назвать cute – то есть такой миииленький.

* * *

После беседы о сказочных Лофотенах Алексей поделился и своими планами. Среди них – обогащение архитектурных форм родной Речицы:

– Я только вернувшись понял, как люблю свой город. И хочу сделать его красивее. Есть идея создать несколько скульптур для городского ландшафта. Я занимался скульптурой раньше, у меня же отец – скульптор, и в Норвегии вновь проснулся интерес к этому виду творчества. Надеюсь, когда-нибудь открою здесь, дома, мастерскую. А пока планирую вернуться в Норвегию и продолжить снимать кино. Вот такие мысли о будущем. А как там будет, посмотрим.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity