Пишут жители Речицкого района. Живая память для будущих поколений
Источник: Dneprovec.by Фото: предоставлено автором
В год 80-летия Великой Победы особенно хочется поделиться историей жизни моих родителей, дедушек и бабушек, которые проживали в Защебье Речицкого района. Их рассказы о тех тяжелых временах сохранились в нашей памяти. Мы бережно относимся к истории, и хочется, чтобы и наши потомки знали, какой тяжёлой ценой досталась Великая Победа.

Моя мама Раиса Никифоровна Цейко (в девичестве Судас) родилась и прожила всю свою жизнь в Защебье. Даже дата рождения у неё необычная: 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны. Когда её отца Никифора Максимовича Судаса (1914 года рождения) забирали на фронт, он попросил жену Хионию принести новорождённую дочку, чтобы попрощаться с ней. А отъезжая, крикнул: «Назови её Раисой!». Дома оставалось ещё двое малолетних детей: Владимир и Александра четырёх и трёх лет на тот момент.
Дедушка Никифор был призван Василевичским РВК. Рядовым красноармейцем воевал на Воронежском фронте, был награждён орденом Отечественной войны II степени. Его имя, подвиг и награждение есть в документах сайта «Память народа».
Рассказывал дедушка о тяжелых годах войны, о сражениях в Воронеже, под Курском, где получил тяжёлое ранение обеих ног. Врачи не думали, что он будет ходить, планировали ампутацию обеих ног. Но дедушка всё вытерпел, преодолел тяжёлую боль и спустя время встал на ноги. Вернулся он домой героем, с наградами за подвиг, вручёнными страной!

Трудно было выживать на оккупированной немцами территории матери Хионии с тремя малолетними детьми. Многие местные жители из деревни уходили в лес, там строили курени, в которых прятались от немцев. Молодая женщина с тремя малолетними детьми сама не могла сделать курень. И никто их не принимал к себе, так как плач ребёнка мог выдать их место нахождения фашистам. Ей пришлось вернуться домой в деревню, видеть издевательства над односельчанами и смерть местных жителей.
Немецко-фашистские захватчики находились в деревне до ноября 1943 года. В день освобождения Защебья, когда гитлеровцы начали отступать, по их приказу должны были расстрелять всех местных жителей. Бабушка рассказывала, как в их дом забежал немецкий солдат с автоматом и стал что-то кричать по-немецки. Она поставила перед ним всех своих деток, встала и сама, понимая, что это расстрел. Но фашист опустил автомат и, сказав: «Haus kinder», вышел из избы, вероятно, вспомнив своих детей.
Было трудно, голодно и в послевоенное время, которое наша мама уже помнила сама. Она видела, как дети опухали от голода, умирали. Вспоминала, как собирали подмёрзшую гнилую картошку, как ели борщ из одной крапивы. Но мама никогда не жаловалась на пережитые трудности и рассказывала об этом с неким достоинством, потому что их дружная семья смогла со всем справиться. Их отец Никифор вернулся с войны с победой и наградами. Выздоровел после ранения ног, работал председателем колхоза «Искра», и в их семье появилась ещё одна девочка.
Раиса вышла замуж за односельчанина Александра Никитича Цейко, нашего папу, и вместе они прожили в браке до конца их жизненного пути.
Войну папа увидел в свои четыре года, он родился в 1937 году. Воспоминания тех военных лет остались у него тяжелые. Это были трудные годы для его матери Прасковьи и всей их многодетной семьи. Помнит, как убегали в лес от бомбардировок, как его мать несла на ручках маленькую сестренку и икону. Потом от взрыва все упали в поле, и в ту икону, которой мама прикрыла сестрёнку, попал осколок, и затем они, поднявшись, побежали в лес. Помнит, как почувствовал, что что-то теплое течет по ноге в сапог, а когда в лесу сняли сапожок и подняли штанину, оказалось, это текла кровь из раны – он получил осколочное ранение.
Рассказывая нам, своим дочерям, такие моменты, папа замолкал, опустив голову. Спустя пару минут он переводил тему, ведь любил, чтобы глаза его девочек светились радостью, поэтому крепко нас обнимал и говорил о чём-то весёлом.
У наших родителей родилось пятеро детей: сначала два сына – Сергей и Олег, затем три дочери – Инна, Татьяна и Светлана. Родители дарили нам свою безграничную любовь, воспитывали чувства доброты, ответственности, уважения, сопереживания. Учили нас чтить подвиг народа, помнить историю. Они никогда не держали нас в строгости, а воспитывали своим жизненным примером, и мы всё впитывали, как губка.

В свою очередь мы, дети, старались не подводить своих родителей: им никогда не было стыдно ходить на родительские собрания в школу, они были довольны успехами своих детей. Все мы пятеро создали свои семьи, как и родители, – один раз и на всю жизнь; получили высшее и среднее специальное образование. Родители преподали нам хороший урок семейного счастья, за что мы им очень благодарны.
Отмечу, что мама получила медаль Материнства. Приглашали её на празднование Дня матери, на митинги, посвященные Дню Победы, на которых она повествовала о своих воспоминаниях из военного и послевоенного детства. А ещё мама – настоящая рукодельница: она кроила и шила на швейной машинке, искусно вышивала гладью и крестиком.
«Народная умелица – Цейко Раиса Никифоровна» – так занесено её имя в историю Защебья, сопровождаемое фотографией и описанием её рукодельных работ.
А сколько в её памяти сохранилось фольклорно-этнографических сведений об обрядах и обычаях жителей Речицкого района! Эти данные можно найти в книге «Фальклорна-этнаграфічная спадчына Рэчыцкага раёна». Любая её работа сопровождалась песней. Она всё умела, всё знала, всё могла.

Мама – дитя войны, труженица, мать-героиня, рукодельница, и много всего ещё можно сказать о ней.
Для всех нас, пятерых детей, очень важно сохранить нашу историю, передать её детям и внукам. Все вместе мы создаём живую память для будущих поколений, чтобы наши потомки помнили и знали, какой ценой досталась Великая Победа нашему народу. Чтобы будущие поколения вместе с нами гордились героическим подвигом своих предков.
Мы бережно чтим и помним! Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего. Подвигу народа жить в веках!